Другая психология » Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего » Теоретико-методологический анализ проблемы образа будущей профессиональной деятельности личности в психологии. Категория образа в психологической науке

Теоретико-методологический анализ проблемы образа будущей профессиональной деятельности личности в психологии. Категория образа в психологической науке
Страница 4

Процесс построения образов как моделей осуществляется как процесс порождения образов, а не как процесс адекватного отражения объективной реальности - существующего вне субъекта мира вещей и явлений (Осницкий А.К., 1997).

В психологических исследованиях образ рассматривается как результат процесса присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательного его отражения. В результате этого отражения происходит превращение объекта в его субъективную форму (Творогова Н.Д., 1997). Разделение поля восприятия и поля сознания приводит к разделению образов, составляющих эти поля на два вида. Одни из них можно назвать "чувственными" образами, а другие "абстрактными", носителями тех или иных значений, понятий. Такое разделение предполагает и различие в структуре этих образов [53].

В самом общем виде понятием "образ" обозначают результат отражения объекта (или объективной действительности) в сознании человека. Под "отражением" при этом чаще всего полагают познавательные (перцептивные и интеллектуальные) процессы психического отражения.

Образ может быть не только продуктом перцептивного и познавательного отражения, но и эмоционального отражения действительности, выражающим эмоциональное отношение к чему-либо.

Образ может быть личностным, отражающим межличностные отношения в группе или вообще в социуме и т.д. (Панов В.И., 1997).

Более того, в естественных условиях психическое отражение и образ, как его результат, представляет собой систему разномодальных и психологически разноуровневых компонентов, в которую входят в единстве и взаимодействии телесные и эмоциональные ощущения, мыслительно-понятийное, социально-личностное и духовное отражение [53].

Б.Ф. Ломов (1991) считал, что субъективность образа включает элементы пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает носитель образа [14].

Образы, по В.В. Давыдову (1986) - субъективные феномены, возникающие в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Образ - это целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, время, движение, цвет, форма, фактура и т.д.). Важнейшей функцией образа является регуляция деятельности [19].

С.Д. Смирнов (1997), анализируя понятия "деятельность" и " образ", отмечает, что они представляют собой две в определенном смысле противоположные и одновременно взаимосвязанные формы психического.

Более того - основной способ существования психического есть постоянный переход образа в деятельность и деятельности в образ.

Психический образ в каком-то смысле представляет собой орган деятельности [53].

Л.П. Гримак (1994) определяет образ как "субъективный феномен, формирующийся в процессе предметно-практической, чувственной и мыслительной активности и представляющий собой результат целостного, интегрального отражения окружающей действительности. Образы всегда многомерны и отражают различные стороны воспринимаемых объектов, их связь друг с другом, а также отношения их к субъекту восприятия.

Функции образной деятельности тоже многоплановы. С одной стороны, психические образы даны нам для того, чтобы, "не выходя из пространства своего мозга", мы могли на их основе уточнять, систематизировать и обобщать воспринятые объекты и явления внешнего мира" [18, с.124].

Далее автор обращает внимание на еще одну важную сторону образной деятельности - ее общую регулирующую и адаптогенную приспособительную роль. Образ зачастую продолжает играть роль того психического стимула, который в данный момент, в новой реальной ситуации, уже отсутствует, но его последующее действие прогнозируется с высокой степенью вероятности. Громадная роль образа проявляется в регуляции поведения и в осуществлении внешне проявляемых реакций [38].

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретико-методологический анализ социальной депривации, как фактора формирования девиантного поведения. Определение понятия «девиантное поведение» и его основные характеристики
У истоков социологии девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, а конституированию в качестве самостоятельного научного направления она обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Под девиантным (лат.deviatio-уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложи ...

Мышление и речь
Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе ~ на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением ...

Организация доверительного разговора
Изменение отношения — необычайно сложный процесс, поэтому часто бывает уместно несколько форсировать такую переориентацию, организовав доверительный разговор родителя с ребенком. Цель такого разговора — показать сыну или дочери клиента, что отношение к нему (к ней) изменилось, постараться выйти на уровень более глубокого, чем раньше, ко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru