Другая психология » Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего » Теоретико-методологический анализ проблемы образа будущей профессиональной деятельности личности в психологии. Категория образа в психологической науке

Теоретико-методологический анализ проблемы образа будущей профессиональной деятельности личности в психологии. Категория образа в психологической науке
Страница 3

Рассмотрение понятия образа мира продиктовано профессиональной относительностью образа мира, на что обратил внимание и сделал предметом анализа Е.А. Климов (1995).

Человек в процессе труда предвидит и предусматривает его продукт. Это предвидение имеет форму построения идеального представления, которое вместе с тем как сознательная цель предшествует производству продукта (как материального, так духовного). Эта цель как закон определяет способ и характер действий человека, который подчиняет ей свою волю.

Во всех видах деятельности процессу получения ее предметного результата предшествует возникновение потребности, влечения, внутреннего образа, представления и цели. Эти понятия имеют разное содержание, но их объединяет понятие идеального. И в идеальном плане они позволяют предвидеть, предусмотреть и опробовать возможные действия, направленные к реальному достижению результата, удовлетворяющего потребность.

Наличие у личности идеального образа его собственной деятельности позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания, изменять замыслы своих действий, проконтролировать свои намерения, желания и чувства, сформулировать высказывания, соответствующие конкретной ситуации. Поэтому идеальный образ деятельности можно назвать ее внутренним планом в отличие от внешнего плана, в котором деятельность реально осуществляется (Давыдов В. В, 1986).

Исходя из работ многих исследователей (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев и др.), можно выделить три основных уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный.

На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

Следующий уровень психического отражения - это уровень представлений, к которому относится широкий круг явлений: образная память, воображение, последовательные, эйдетические образы и т.д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и событий на органы чувств.

На речемыслительном уровне человек строит образ сознательно и целенаправленно.

В реальной жизни человека уровни образного отражения не изолированы друг от друга. В процессе деятельности и общения человек всегда переходит от одного уровня к другому, в зависимости от конкретных обстоятельств. Отношения между уровнями весьма динамичны, и это обеспечивает регуляцию действий человека, адекватно целям и условиям деятельности [46, с.65-72].

Понятие о психическом образе является центральным для концепции Д.А. Ошанина (1999). В его понятии образ - это любое отражение объекта как системы [54].

Соответственно изучение образа сводится: к описанию структуры образа как отраженной структуры объекта; к анализу структуры образа относительно структуры объекта; к исследованию соотношения двух структур: отражаемой в образе структуры объекта и структуры образа, отражающего объект.

Информация об объекте структурирована в образе иерархически и расположена на разных уровнях наглядности и конкретности, и осознанности, а между различными уровнями существуют стойкие функциональные и структурные взаимозависимости. Д.А. Ошаниным (1999) проводятся различения актуализированного содержания образа, данного в непосредственном переживании и являющегося некоторой выборкой из его потенциального содержания, информационного задела.

Им использовалось понятие ведущей структуры, то есть той, которая актуализируется легче и чаще остальных. В качестве ведущей чаще всего выступает сенсорная структура объекта. Благодаря ведущей структуре отражение в образе остается крайне экономичным, ничего не теряя от своей потенциальной полноты [53].

Концепция, развиваемая Д.А. Ошаниным, по существу подготовила почву для дальнейших разработок в постижении закономерностей построения образа. В поле зрения исследователей прочно вошло представление о том, что само построение образа ситуации, образа решаемой задачи, образа программы, образа возможных результатов осуществляется всегда под углом зрения решения определенной задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5


Память и ее место в системе познавательных процессов
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранен ...

Формирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Не имея навыков ориентирования в пространстве, нарушается нормальная полноценная связь между слепыми и средой. Последнее, может выразиться в своеобразии проявления эмоциональных адаптационно-поведенческих реакций, отношений, познавательной и двигательной деятельности. Неудовлетворенная потребность в познании отрицательно влияет на и физ ...

Психограмма
1) Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности – профессионально важные качества: - хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход); - способность руководить; - коммуникативные способности (умени ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru