Другая психология » Влияние личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего » Теоретико-методологический анализ проблемы образа будущей профессиональной деятельности личности в психологии. Категория образа в психологической науке

Теоретико-методологический анализ проблемы образа будущей профессиональной деятельности личности в психологии. Категория образа в психологической науке
Страница 2

Категория образа достаточно проработана в такой отрасли психологической науки как инженерная психология и психология труда. В 50-х - 70-х годах 20-го века в нашей стране разными авторами активно изучался ряд понятий, используемых для характеристики образа, регулирующего предметные действия оператора (летчика-оператора).

Были выделены центральные характеристики: "концептуальная модель", "оперативный образ", "образ-цель". Понятие концептуальной модели введено английским психологом А.Т. Велфордом (1961), а в отечественной психологии детально разрабатывалось В.П. Зинченко (1997) с коллегами.

Понятие "оперативный образ" предложено Д.А. Ошаниным (1973). Б.Ф. Ломовым (1991) рассматривалось еще одно понятие инженерной психологии - "образ-цель".

Развернутую трактовку понятия "образ" предложил А.Н. Леонтьев в работе "Образ мира" (1983), определив главную роль, которую играет образ в процессе психического отражения объективной реальности личностью. Согласно автору, восприятие носит не пассивный, исключительно реактивный характер, но включает в себя формирование образа окружающей действительности. А.Н. Леонтьев (1983) ввел понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир - смысловое поле, система значений [42]. В отличие от взглядов представителей гештальтпсихологии он рассматривает образ как активное, действующее начало, влияющее не только на сам характер восприятия, но и на мотивационную сферу личности, а через нее - на деятельность субъекта.

А.Н. Леонтьев отмечал, что сама проблема восприятия психологической науки должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности.

Психологию образа (восприятия) ученый рассматривал в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут и действуют [42].

Намеченный А.Н. Леонтьевым подход к образу мира получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смирнова (2003), посвященных проблеме активности психического отражения. Ученый отмечал, что категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. В широком смысле образ рассматривается в качестве любой (в том числе и абстрактно-логической) субъективной формы отражения реальности; в узком - используется для обозначения чувственных форм отражения, имеющих сенсорную (образы ощущения, восприятия и т.д.) или квазисенсорную (образы памяти, воображения и т.д.) природу. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности. Образ мира не складывается из образов отдельных предметов и явлений, а с самого начала развивается и функционирует как целое. Любой образ является элементом образа мира и сущность его состоит в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности [51; 67].

Важнейшей характеристикой образа мира, обеспечивающей ему возможность функционирования в качестве активного начала процесса отражения, является его деятельностная и социальная природа. О деятельностной и социальной природе образа мира свидетельствуют два аспекта. Первый - генетический аспект состоит в том, что зарождение и развитие образа мира происходит в ходе освоения и развития деятельности и общения. Второй аспект состоит в том, что в образ мира входит отражение той действительности, которая позволяет выделять свойства объектов, не обнаруживаемых при взаимодействии с органами чувств.

Отражение глубоких, существенных характеристик мира образует ядерные структуры образа мира. Эти уровни символической, знаковой репрезентации мира формируются в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Образ мира как многоуровневая система характеризует представление человека о мире, других людях, себе и своей деятельности. [67].

Страницы: 1 2 3 4 5


Психодиагностика мотивации
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности т ...

Особенности взаимоотношения личности и общества
Под обществом в социологии понимается объединение людей, характеризующееся: а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества; б) целостностью и устойчивостью; в)самовосп ...

Условия развития памяти младших школьников в процессе изучения языковой теории
Условия – по Ожегову – это правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности. Условие – это также обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь или обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. В нашем исследовании условия – это обстановка, в которой осуществляется развитие памяти младших школьников в про ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru