Школьный периодСтраница 1
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было тесно связано с воспитанием качеств воина и рабовладельца. В Древнем Риме, наоборот, дети знатных людей обучались гувернерами на дому, а дети бедняков ходили в общественные школы, где преподавались элементы математики и грамоты. В средние века обучение ребенка по-прежнему зависело от того, в какой семье он родился. Лишь в XVI в., в эпоху Возрождения, в городах Европы появляются школы с 8-10 летним обучением. И это не случайно: ведь эпоха Возрождения – время бурного расцвета почти всех видов искусства, время нового этапа в развитии науки и техники. Количество знаний, добытых людьми у природы, умножилось во много раз. Их уже невозможно было бессистемно преподносить детям. Наконец, в XVII в. знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский написал свою «Великую дидактику», которая, по существу, и легла в основу современного школьного обучения. Он разработал школьную программу, придумал уроки, перемены, четверти. Предложил новую систему общения – «класс-учитель». Теперь учитель учит одному и тому же целый класс – группу учеников, подобранных по возрасту и способностям. Но на личное общение с каждым его просто не хватает. Вот почему общение учителя с учеником из воздействия на ум и личность ребенка превращается преимущественно в воздействие на ум. А это и значит, что обучение отделяется от воспитания, и становится главной задачей школы. Но объем информации растет как лавина. Когда-то человеку хватало и трех лет учебы, теперь недостаточно и десяти. Вывод один: резервы современной школы подходят к концу. Ни классно-урочная система, ни дополнительный срок обучения уже не спасут. Выход видится один: индивидуальное творческое общение учителя и ученика на равных, как говорится, новое – это хорошо забытое старое. Только так можно сделать, чтобы и через сто, и через тысячу лет ученик, усваивая доступный минимум знаний, все же оказывался способным двигать науку, оставаясь при этом самореализованной личностью.
Итак, в результате многотысячелетнего исторического развития, длительного экономического, социального и культурного прогресса дети сегодняшнего дня в развитых странах имеют такой период в своей жизни, когда общественные требования к ребенку минимальны, а возможности для творческого саморазвития – максимальны. Настораживает одно: не слишком ли быстро умнеет «ум» по сравнению с «сердцем»? Нельзя забывать, что решение проблем самого существования человека на Земле лежит не вне человека, а внутри него.
В этом же периоде развития характера личности кроется решение проблемы перехода от анимизма к научному мышлению. Разгадка в том, что «зерна» анимистического и естественнонаучного подхода к миру возникают одновременно и существуют параллельно на протяжении всей жизни человека. В возрасте 9-10 лет дети уже не проявляют веры в возможность волшебства, и она окончательно покидает сферу обыденной реальности. Покидает, но не исчезает совсем. Она отступает в другие сферы психической жизни – сферу искусства, в сферу творчества, с том числе и научного. Создавая необычное, невероятное, ломая логику здравого смысла, разрывая барьеры и препятствия, возведенные обыденной реальностью, практика анимизма и волшебства окрыляет человеческую мысль, является неисчерпаемым источником новых творческих синтезов и оригинальных идей.
Методы и методики
Психодиагностические метод - тестирование. Методики:
1) Методика самооценки Дембо-Рубинштейн.
2) Дифференциально-диагностический опросник Кейрси
Методика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, ...
Период раннего возраста
Новорожденный и даже еще не родившийся ребенок обладает психикой. Конечно, это психика в ее первичных, зачаточных формах, мало похожая на психику взрослого человека, прошедшую огромный путь эволюции и сложных изменений. И все же именно их этих зачатков, как писал выдающийся психолог Л.С. Выготский, развиваются высшие психические функции ...
Хронемика
Хронемика - это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах [5, 237 с.].
Так, общие собрания в африка ...