Введение в общую психологию. Объект, предмет и задачи психологии
Психология (от греческого «психе» — душа) — это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека и животных, то есть наука о психике.
Этапы развития психологической науки:
1 этап - психология как наука о душе.
2 этап — психология как наука о сознании.
3 этап — психология как наука о поведении.
4 этап - психология как наука о психике.
В самостоятельную науку психология выделилась из философии во второй половине XIX века. Это событие связывают с открытием немецким психологом В. Вунд-том в 1879 году в Лейпциге первой лаборатории экспериментальной психологии.
Объект
психологии — это совокупность различных носителей психических явлений, основными из которых являются поведение, деятельность, взаимоотношения людей в больших и малых социальных группах.
Предмет психологии — это происхождение, закономерности развития и функционирования психики человека и животных.
Задачи психологии:
• научиться понимать сущность психических явлений;
• научиться управлять ими;
• использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
• быть теоретической основой практики психологической службы.
1.2.
Основные отрасли и методы психологии
Современная
психология включает в себя до 40 отдельных дисциплин и научно-практических направлений:
зоопсихология в изучает особенности психики животных;
детская психология — изучает психику и связанные с ней условия развития личности растущего человека;
социальная психология — изучает взаимоотношения человека с другими людьми и социальными группами;
педагогическая психология — изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания;
психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых умений и навыков;
медицинская психология — изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения или психотерапии;
юридическая психология — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы формирования личности и поведения преступника;
экономическая психология — рассматривает психологические аспекты экономического поведения человека (психология рекламы, имиджа, продавца и покупателя, делового общения, менеджмента и т.д.);
военная психология — изучает поведение людей в условиях боевых действий;
патопсихология — (patos — страдание ) — изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Методы психологии:
• методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод).
• методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы).
• методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).
Определение путей
формирования новой модели поведения личности в современных российских условиях
Прежде чем задаться вопросом: какими характеристиками должна обладать личность в современных российских условиях, обратимся к социологическим воззрениям М.Вебера как основоположнику теории современного капитализма.
Современный капитализм у Вебера - это неизбежное следствие исторического развития Европы, и пути назад к патриархальным об ...
Методический и методологический анализ проблемы. Формирование
зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста
Анализ психологической литературы позволяет нам условно выделить основные линии развитии памяти в дошкольном детстве: становлении различных видов памяти, совершенствование непроизвольной памяти, появление и развитие произвольной памяти, овладение мнемическими приемами, увеличение объема, прочности и времени удержания запоминаемого матер ...
Корреляционный анализ.
Функциональное состояние как объект диагностики и прогнозирования должно рассматриваться в качестве иерархической системы. К высшему уровню относится субъективный компонент, отражающий личностное отношение человека к самому себе и окружающему. На втором и третьем местах находятся соответственно интеллектуальный и сенсомоторный компонент ...
