Методы диагностики внимания у детей с ЗПР

Психодиагностика свойств внимания младшего школьника с ЗПР должна быть направлена как на детальное изучение развития природных или непроизвольных познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между психологом и ребенком. Для налаживания такого контакта необходимо проводить обследование в знакомой ребенку обстановке. Надо создать условия, при которых ребенок не будет испытывать отрицательных эмоций (страх, неуверенность) от общения с незнакомым (малознакомым) человеком. Работу с ребенком следует начать с игры, постепенно включая его в требуемые методикой задания. Отсутствие интереса и мотивации к заданию может свести все усилия психолога на нет.

В случае быстрого утомления нужно прервать занятия и дать возможность ребенку походить или сделать физические упражнения.

Необходимо учитывать требуемое для проведения исследования время. В целом, обследования занимает от 30 до 60 минут.

Для проведения обследования следует создать подходящую обстановку (нежелательны яркие, необычные предметы, которые могут отвлечь внимание ребенка от предложенных заданий).

Обследование необходимо проводить за столиком, размеры которого соответствуют росту ребенка. Школьника не усаживают лицом к окну, чтобы происходящее на улице не отвлекало его.

Работе психолога с ребенком никто не должен мешать. Во время обследования психолог ведет протокол и фиксирует:

· предлагаемые задания и уровень их выполнения;

· оказываемую ребенку помощь и степень его обучаемости;

· возможности самостоятельного исправления ошибок;

· характер контакта со взрослым;

· отношение к выполнению заданий;

· уровень активности при выполнении заданий.

В своем исследовании мы использовали следующие методики диагностики свойств внимания:

· Методика 1. Тест Бурдона в модификации П. А. Рудника.

Задачей данного исследования является выявление концентрации, точности и продуктивности внимания.

Цель: измерение количественных характеристик внимания: концентрации, точности и продуктивности, а также динамики этих характеристик в процессе кратковременной работы. (Описание Приложение 1.1)

· Методика 2. Запомни и расставь точки. [21].

Цель: определение объема внимания. (Описание Приложение 1.2)

· Методика 3. Диагностика особенностей внимания [27]

Цель: определение эффективности внимания. (Описание Приложение 1.3)

· Методика 4. Оценка уровня развития произвольного внимания

Цель: выявление уровня развития устойчивости и объема произвольного внимания. (Описание Приложение 1.4)

· Методика 5. Тест переплетенных линий

Цель: определение уровня развития устойчивости внимания. (Описание Приложение 1.5)


Самостоятельная работа студентов-психологов как фактор мотивации учебной деятельности
Вопрос о мотивах деятельности - главный, коренной вопрос ее организации. Именно от них во многом зависит содержание принимаемых целей, состав применяемых способов и общая эффективность деятельности. Некоторые преподаватели высказывают такую точку зрения: если студент пришел учиться в вуз, у него должен быть интерес к знаниям и стремлен ...

Воображение и его виды
Воображение — это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались челове­ком раньше. Это возможно на основе изменения и пре­образования уже имеющихся в сознании образов, а точ­нее — представлений памяти. Воображения создаются с помощью следующих приемов: • вычленение из целостного образа каких-либо элеме ...

Сущность и специфика этнических стереотипов
Наше восприятие других людей зависит от того, как мы их "классифицируем". Подобно тому как восприятие отдельных предметов или событий со сходными чертами позволяет нам образовывать понятия, так и люди обычно классифицируются нами по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их демографичес ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru