Другая психология » Психогенетические исследования темперамента » Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента

Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента
Страница 2

Анализируя клинические случаи, авторы пришли к выводу, что различные свойства темперамента имеют тенденцию образовывать синдромы свойств, то есть при патологических отклонениях существует определенное сочетание свойств темперамента. Впоследствии этот вывод был подтвержден при статистическом анализе (при факторизации данных, полученных на лонгитюдной выборке), а всего было выделено три синдрома свойств, названных авторами "легкий темперамент", "трудный темперамент" и "темперамент с длительным привыканием". Легкий темперамент характеризуется ритмичностью в возникновении биологических потребностей, положительной реакцией на новые стимулы (приближением), быстрой адаптацией к изменениям, преобладанием положительных эмоций и невысокой интенсивностью их выражения. В первые месяцы жизни дети с такими свойствами быстро привыкают ко времени кормления и сна, приучаются к новой пище и не боятся новых людей. Становясь старше, они легко адаптируются к детскому саду и школе и легко сходятся с другими детьми. У родителей и воспитателей редко возникают с ними проблемы. Это — "легкие" дети, что и дало название этому синдрому свойств. Взрослые люди, обладающие этими свойствами темперамента, не испытывают проблем в общении и легко привыкают к новой работе. У них преобладает положительный эмоциональный настрой, а выражение эмоций не отличается сильной интенсивностью.

Трудный темперамент представляет собой полную противоположность легкому и характеризуется неритмичностью в возникновении биологических потребностей, отрицательной реакцией на новую ситуацию, медленной адаптацией к изменениям, преобладанием отрицательных эмоций и высокой интенсивностью их проявления. В первые месяцы жизни дети с этими свойствами темперамента не могут привыкнуть к распорядку дня: они засыпают и просыпаются в разное время, промежутки между кормлениями оказываются для них то слишком длинными, то слишком короткими. Они часто плачут, а приучение их к новой пище требует огромных усилий. Подрастая, они остаются "трудными" для окружающих: они настороженно относятся к новым людям, с трудом знакомятся с другими детьми, плохо адаптируются к новым ситуациям, им тяжело привыкнуть к школе. Во взрослом возрасте у них остаются сложности в адаптации к изменяющимся условиям жизни (например, при переходе на новую работу) и в общении. Они подвержены плохому настроению и склонны бурно выражать отрицательные эмоции. Темперамент с длительным привыканием характеризуется медленной адаптацией и негативной, но слабой по интенсивности, реакцией на новые ситуации. Обладателям этих свойств темперамента не нравится непривычная пища, незнакомые люди, новые занятия, однако их отрицательная реакция имеет довольно слабое внешнее выражение и постепенно меняется на положительную. Во взрослом возрасте такие люди стараются избегать новых ситуаций, часто имеют проблемы с общением, хотя они выражены не так отчетливо, как у людей с трудным темпераментом, и, как и в детском возрасте, люди с этим типом темперамента не склонны к интенсивному выражению эмоций. Описанные в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании 9 свойств темперамента и три синдрома свойств (легкий темперамент, трудный темперамент и темперамент с длительным привыканием) оказались онтогенетически стабильными, то есть все эти параметры темперамента, диагностированные в раннем детстве, связаны с аналогичными параметрами в более старших возрастах. При этом особую прогностическую ценность продемонстрировали синдромы свойств: обладатели "легкого" темперамента чаще имеют хорошую социальную адаптацию (они чаще удовлетворены своей работой, отношениями с окружающими, у них реже обнаруживаются невротические отклонения).

Страницы: 1 2 3 4


Пути развития внимания младших школьников с ЗПР
Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания. Развитие внимания в онтогенезе анализировал Л.С. Выготский. Он пи ...

Проблема адаптации пожилого человека в условиях стационара
Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особе место занимают больничные учреждения со стационарными условиями обслуживания. Иначе говоря, какие проблемы испытывает пожилой человек, находясь в стационарных условиях больницы, и что может сделать медицинская сестра для его реабилитации и скорейшего выздоровления? Стационар ...

Характеристика и классификация неосознаваемых психических процессов
Человек, наделенный сознанием, в состоянии совершать мотивированные действия, добиваться поставленной цели или выполнять определенную работу по тому, что он осознает и контролирует свое поведение или состояние. Однако для психики человека характерно наличие двух больших групп психических процессов и явлений, которые различаются степенью ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru