Другая психология » Психогенетические исследования темперамента » Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента

Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента
Страница 1

В начале 60-х гг. в Медицинском центре Нью-Йоркского университета под руководством А. Томаса и С. Чесе было начато лонгитюдное исследование темперамента, которое продолжается и в настоящее время. Цели этого исследования состоят в том, чтобы:

1) оценить онтогенетическую стабильность свойств темперамента и влияние на них условий развития; 2) рассмотреть, как особенности темперамента, которые обнаруживаются в самом раннем возрасте, проявляются в дальнейшем в личностных особенностях; 3) выяснить, влияют ли свойства темперамента на адаптацию к социальным условиям в детском и взрослом возрасте, на вероятность появления девиантного (отклоняющегося) поведения и патологических состояний (например, неврозов).

На основании опросников и интервью с родителями, а впоследствии, когда дети достигли подросткового возраста, на основании интервью с самими испытуемыми авторы оценивают 9 свойств темперамента — активность, ритмичность, приближение или удаление, адаптивность, интенсивность реакций, порог реактивности, настроение, отвлекаемость, устойчивость внимания, настойчивость. Особенности поведения, по которым судят о выраженности того или иного свойства темперамента, меняются с возрастом. Содержание этих характеристик у детей в первые годы жизни следующее. Активность — уровень двигательной активности и соотношение периодов двигательной активности и пассивности. Ритмичность (регулярность) — предсказуемость времени появления поведенческих реакций, связанных с биологическими потребностями организма, например хочет ли ребенок есть в одно и то же время, легко ли его приучить засыпать в определенное время и т.д. Приближение или удаление — непосредственная реакция на новые стимулы. Приближение проявляется в положительных эмоциях (например, ребенок улыбается, увидев новую игрушку) и в соответствующей двигательной активности (в желании подойти к этой игрушке и взять ее в руки). Противоположная реакция - удаление - характеризуется возникновением отрицательных эмоций на все новое (настороженностью, плачем, испугом) и желанием от этого нового и незнакомого оказаться как можно дальше (оттолкнуть новую игрушку, убежать).

Адаптивность — легкость привыкания к новым или меняющимся условиям. Интенсивность реакций — энергетический уровень реакции независимо от ее качества и направленности (насколько интенсивно выражается радость, недовольство). Порог реактивности— уровень и интенсивность воздействия, необходимые для появления реакции (насколько должно быть шумно, чтобы ребенок устал, легко ли ребенка рассмешить, легко ли он расстраивается). Настроение — соотношение радостного состояния и состояния неудовлетворенности. Отвлекаемость — эффективность действия новых стимулов для изменения поведения (например, когда ребенок плачет, легко ли его успокоить, показав ему что-то интересное). Устойчивость внимания и настойчивость — две взаимосвязанных характеристики, проявляющиеся в том, насколько долго ребенок может заниматься одним и тем же и склонен ли он продолжать какую-либо деятельность, если возникают трудности в ее осуществлении. При диагностике темперамента у подростков и взрослых большинство свойств темперамента оценивается по аналогичным особенностям поведения. Например, порог реактивности определяется по чувствительности к жаре, холоду, свету, шуму и т.д.; о настроении судят по преобладанию положительных или отрицательных эмоций; интенсивность реакций оценивается по их внешним проявлениям. Иначе говоря, рассматриваются внешне похожие динамические (в терминологии авторов — стилевые) особенности поведения. Однако есть и такие свойства темперамента, содержание которых при диагностике во взрослом возрасте в значительной степени изменяется. Так, о приближении - удалении судят по тому, насколько легко человек вступает в контакт с другими людьми, предпочитает ли проводить свободное время в одиночестве или же в компаниях, то есть, фактически, по степени его общительности. Таким образом, динамические показатели общительности рассматриваются авторами как "взрослый" аналог приближения — удаления.

Страницы: 1 2 3 4


Цели аналитических отношений
Сформулировав допущение об одной из возможных целей аналитических отношений, и структурируя эти отношения , - используя такие правила (сеттинг), которые будут наиболее адекватными для достижения цели аналитических отношений. Фрейд блестяще избавился от конкретного содержания случаев, рассказанных ему его первыми пациентами, предположив ...

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов" а также родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа может состоять из 12 - 16 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат. При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл расс ...

Память и ее место в системе познавательных процессов
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранен ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru