Заключение

Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Многие дети становятся беспокойными, плаксивыми, замкнутыми. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны главным образом с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.

Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести и к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада едины для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям или – лучше сказать – общественным требованиям.

Социальные условия, нормы, обычаи исключают свободное выражение инстинктов. Поэтому возникновение влечений всегда сочетается с проявлением тревоги, ощущаемой как неспецифическое состояние неприятного напряжения.

Невротически измененное поведение — это выражение неудачи, постигшей Эго. Такая неудача обусловливает импульсивное выражение эмоций, повышения уровня тревожности и приведение в действие защитных механизмов, призванных служить устранению напряжения. То, как ослабляется тревога, определяет форму невроза. Большинство проявлений невроза — это свидетельства тенденций вытесненных из сознания импульсов к возвращению в него, симптомы функционирования защитных механизмов и психического истощения вследствие конфликта между Ид и Эго [39, с. 56].

Фиксация поведенческих реакций с преобладанием одного из перечисленных выше процессов обычно является следствием получения ребенком психической травмы. Такая фиксация обусловливает не только характерологические различия, но и трудности в воспитании данного индивида.

Реальность человека носит глубоко конфликтный характер с момента его рождения. Уже ребенок, которому всего несколько дней, обнаруживает способность испытывать страх, приводить в действие защитные механизмы и устанавливать связи катектического типа. Основной катектический объект — мать; он включает в себя как хорошие, так и плохие с точки зрения потребности ребенка элементы. Стремление к идентификации с «хорошим» объектом и его удержанию при себе, а также уничтожение «плохого» объекта вызывает амбивалентное отношение к одному и тому же индивиду. Борьба двух тенденций — любви и стремления уничтожить — вот содержание основного конфликта, переживаемого индивидом.

В последнее время усилиями психологов, психиатров, психотерапевтов создается наиболее синтезированный, многоплановый подход к диагностике и коррекции нарушений психического развития детей. Это отражает необходимость многоуровневого анализа проблем каждого конкретного ребенка: изучение его генетической отягощенности, особенностей течения беременности и родов у его матери, ее эмоционального состояния в этот период, перенесенных вредных воздействий в первые дни и месяцы жизни ребенка; особенности его семейного воспитания и микросоциальной среды. При патопсихологическом обследовании психолог выявляет особенности нарушений психических процессов и функций, структуру дефекта, специфику личностного реагирования и развития компенсаторных механизмов. Наряду с этим необходимо изучение личностных особенностей ребенка, его способов взаимодействия в семье и других группах. Такой подход позволяет определить наиболее оптимальные направления и формы дальнейшей работы.

В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования нами был проведен психолого-педагогический эксперимент, в результате которого было выявлено следующее: в процессе диагностики психических состояний и свойств личности в группе 7-и леток было выявлено, что у испытуемых уровень тревожности – высокий. Разработанная нами коррекционно-развивающая программа была разработана и проведена нами в условиях дошкольного учреждения. После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный этап эксперимента, который показал снижение уровня тревожности в группе испытуемых.

На основании вышеизложенного можно сказать, что цель и задачи, поставленные в начале работы, выполнены нами полностью. Гипотеза подтвердилась, поэтому можно полагать, что состояние тревожности, мешающее гармоничному развитию личности детей 7-и летнего возраста можно нивелировать с помощью коррекционных мероприятий.


Приложения
Степень выраженности тематики обращений у различных возрастных групп. ...

Развитие внимания
В развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый – этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т.е. внимания, вызванного факторами внешней среды. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на внешние раздражители. На третьем месяце ребенок интересуется объекта ...

Психологический эксперимент как специфический метод исследования. Понятие экспериментальной психологии, основные подходы к определению
Исторически первым сложилось понимание экспериментальной психологии как система эмпирических методов и получаемых с помощью этих методов психологических знаний. Во 2 пол. 20 века в связи с развитием и дифференциации психологического знания предметом экспериментальной психологии становится природа психологического эксперимента, его стру ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru