Состояние мироощущения и социального самоопределения современных школьниковСтраница 5
Процесс самоопределения обеспечивается действием системы психологических механизмов, в оценке которых пока нет общего подхода. А.В. Мудрик в качестве таких механизмов выделяет идентификацию и обособление. Идентификация, по мнению автора, включает процесс усвоения индивидом накопленного человечеством опыта, а обособление (персонификация) – проявление индивидуальных особенностей человека. Идентификации совместно с подражанием и конформностью отводится ведущая роль в обуславливании персонификации личности. Таким образом, идентификация и персонификация являются двуединым процессом и механизмом самоопределения. В работах В.Ф. Сафина и Г.П. Никова в систему механизмов самоопределения включается самооценка, которая рядом с идентификацией является вторым механизмом для самоопределения, без которого невозможна персонификация. Авторы полагают, что первый механизм обслуживает поведенческий аспект самоопределения, а второй – когнитивный [58, с.13].
Особенно значимым механизмом процесса самоопределения является его мотивационный аспект, описанный Л.И. Божович. Автор выявляет специфические особенности структуры мотивов старшеклассников – «взгляд на настоящее из будущего», которые качественно изменяют позиции юношества в их отношении к миру и самим себе (появляется стремление к романтизму, героизму, моде, яркой, престижной профессии и др. значимым для всей планеты и всего человечества качествам человека).
И. С. Кон самоопределение личности (профессиональное и моральное) в подростковом и юношеском возрасте связывает с формированием у нее жизненных планов, которые возникают в результате становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся [2, с. 21].
В работах курских психологов (Л. И. Уманский, А. С. Чернышев, Л. И. Акатов) отмечается достаточно выраженная гражданственность, широта и оптимизм во взглядах подростков и юношей 60-80-х годов ХХ века на окружающий мир и на себя в рамках настоящего и будущего; активное и осознанное отношение к будущему; включенность в совместную деятельность группы и основной организации; сформированность идеалов; стремление к лидерству. Мироощущение актуализировалось в достаточно развитых формах общественной активности на уровне деятельности и поступков. Однако для определенной части учащихся и тогда были присущи негативные явления, как на уровне мироощущения, так и в общении, поведении, поступках (категория «трудных подростков»).
На основе исследований мироощущения и социального самоопределения социально одаренных детей, воспитанников Курской психологической школы лидеров «Комсорг» (комсорговцев) С.В. Сарычев и Ю.Л. Лобков раскрыли особенности динамики феноменов разных поколений.
Комсорги первых лет активно стремились к лидерству не только в настоящем, но и строили большие планы на будущее; мечтали о больших свершениях в будущем, сочетали героические устремления с романтикой. Преданность Родине, патриотизм, дух народности, гуманизм, светлые идеалы дружбы и служения Отечеству проявились не только в сознании, но и в поведении, поступках, совместной деятельности.
Эмиграция, стремление жить «за рубежом», любой ценой нажить побольше денег, чтобы «красиво жить», в принципе не входили в сознание комсоргов, и никогда эти вопросы не поднимались и не обсуждались, так как считались постыдными. Образ будущего наполнялся уверенностью занять достойное место в жизни, надеждой на поддержку друзей и общества. [58, с. 14-15].
Пятишаговая модель принятия решений. Техники, используемые консультантом на
каждой ступени консультирования.
Большинство методов психологии и психотерапии может быть концептуализировано с помощью пятишаговой модели принятия решений (см.табл.1) (55). Данная модель работает и в “терапии взаимопонимания”, и в психоанализе, и в роджерианском подходе, в методиках рефрейминга, и в поведенческом тренинге (2, 24, 46). Практика показала, что она позвол ...
О смыслах " космического воспитания"
детей
Мария Монтессори начала разрабатывать принципы "космического воспитания" детей в конце 40-х годов, путешествуя по Азии. Именно традиции восточных религий, воспринимавших отдельного человека как зернышко, занимающее особое место в мировой пашне и понимающее свое предназначение, натолкнули М. Монтессори на размышления о единстве ...
Теоретические и методологические аспекты исследования зрительной образной
памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Зрительная образная память как вид памяти в работах
зарубежных и отечест
Рассматривать зрительную образную память следует, прежде всего, как вид памяти. Поэтому считаем необходимым уделить внимание изначально характеристике памяти как психическому явлению.
На протяжении столетий механизмы и функции памяти привлекали внимание философов, генетиков, медиков, кибернетиков и т.д.
Память далеко не сразу была выд ...