Другая психология » Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью » Основные технологии обучение игровым действиям, направленным на формирование основ сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

Основные технологии обучение игровым действиям, направленным на формирование основ сюжетно – ролевой игры дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Страница 2

При коррекции речевой деятельности детей с общим недоразвитием речи рекомендуется начинать обучение с оречевления ряда последовательно выполненных действий. Мы считаем возможным, использовать данные приемы и методы работы в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями интеллекта.

На наш взгляд, первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой игровой ситуацией. Дается задание: «Подойди к набору «Чемоданчик доктора» и возьми стереоскоп» «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» Далее задания усложняются. В своей работе мы использовали следующие задания:

В самом трудном варианте – задание выполняет только один ребенок, дети внимательно следят и рассказывают об увиденном.

Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию у детей связной речи в процессе игровой деятельности.

Можно создать игровую ситуацию, когда, например, один ребенок под руководством взрослого выполняет действия с игрушкой, а другой запоминает их и рассказывает об увиденном.

В качестве формирующего исследования нами было разработано 12 коррекционно – развивающих занятий по обучению дошкольников с нарушениями интеллекта сюжетно-ролевой игре. В эксперименте были использованы все три типа игрового материала (игрушек), было задействовано игровое оборудование, наличествующее в группе кушетки из кабинета врача, набор «Чемоданчик доктора», игровых комплектов для игрушек и комплектов медицинской униформы для детей.

Задачи формирующего эксперимента:

1.Продолжить формирование основных игровые действий сюжетно – ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;

2. С помощью специальных игровых упражнений продолжить формирование опыт оречевления дошкольниками своих игровых действий;

3. Составить систему занятий обучения игровым действиям детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью направленную на обучение сюжетно – ролевым играм.

Основная структура занятия.

Этапы, обозначенные в работе – названы условно. Их количество может меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.

Настройка.

Начало занятий – это настройка на игру. Задачей этого этапа является подготовка каждого участника к организованному игровому действию. На этом этапе мы использовали упражнения направленные на оречевление определённых игровых действий, а так же игры – разминки, которые подводили воспитанников к участию в сюжетно – ролевой игре. При выполнении этих упражнений происходит релаксация детей и, как результат, повышается степень их включаемости в игровое действие.

Ознакомление детей с ролевым диалогом.

(Приложение №3)

Данный этап направлен на развитие интереса к сюжетно – ролевой игре. Помогать детям налаживать взаимодействия в совместной игре. Знакомит детей с речевыми стратегиям в общении между персонажами данной игры. Детям объясняются ролевые действия, принципы построение ролевого диалога, их персонажей. Предлагается запомнить несколько расхожих фраз, употребляемых в процессе игрового действия.

Обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью элементам сюжетно – ролевой игры.

(Приложение №2)

Дети включаются в сюжетно – ролевую игру, в специально организованном игровом пространстве, под руководством экспериментатора. Взрослый постоянно поддерживает интерес детей к игровому действию, создавая новые сюжетные повороты, задавая вопросы по ходу развития игрового действия, мотивируя детей на оречевление своих игровых действий.

а) Индивидуальная работа;

б) Обучение детей игре в парах.

Этап обсуждения игрового действия.

На этом этапе дети включаются в обсуждение прошедшей игры, пытаются формулировать свои впечатления, вспоминают развитие сюжета и правильность выполнения игровых действий друг друга.

Данный этап предполагает наличие безопасной обстановки, доброжелательных высказываний взрослого и детей, атмосферу душевной теплоты и эмпатии.

По данной структуре мы разработали цикл коррекционно - развивающих занятий;

· первые три занятия нашей программы – разминочные, в них мы старались выйти на максимальный контакт с детьми, подстроиться под особенности их игровой деятельности дошкольников;

· учитывая важность оречевления своих действий дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью, в сюжетно – ролевой игре, мы ввели в свою программу – комплексное занятие на оречевление воспитанниками своих действий. (Занятие № 4);

· с 5-го по 12-е занятия – мы использовали сюжетно – ролевую игру «Больница», для обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью игровым действиям в соответствии с ролью и сюжетом (Таблица№5).

Представим тематический план, проведенных нами в рамках формирующего эксперимента занятий. Разработки занятий представлены в приложении.

Страницы: 1 2 3


Виды восприятия
Опираясь на современную психологическую литературу можно выделить несколько подходов к классификации восприятия: по основной модальности и по форме существования материи. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, о ...

Психологическая характеристика основных типов темперамента
Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность. Неуравновешенность его нервной ...

Методики диагностики внимания
Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у детей 5-7 лет. Описание: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок - горизо ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru