Коммуникативные свойства в структуре личности
Страница 2

Коммуникативная компетентность рассматривается авторами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности личности, проявляющиеся в общении, а так же умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.

Коммуникативные способности в наибольшей степени социально обусловлены.

Обобщая исследования коммуникативных способностей, можно выделить стратегические и тактические способности:

1. Стратегические способности. Эти способности выражают возможность личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней ориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения.

2. Тактические способности. Эти способности обеспечивают участие личности в коммуникации. Их можно разделить на две группы:

В первую группу входит умение коммуникативного использования личностных особенностей в общении. Сюда можно отнести особенности интеллекта, особенности развития речи, особенности характера, воли, эмоциональной сферы, особенности темперамента и т.д.

Во вторую группу входит владение техникой общения и контакта. Сюда мы относим целый комплекс качеств личности:

- способность управлять своим поведением в общении;

- комплекс перцептивных способностей, связанных с пониманием и учетом в общении личностных особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого, а также связанных со способностью отражать и понимать социально-психологические характеристики группы и способностью к пониманию места и роли каждого в группе;

- способность устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении;

- способности оптимально строить свою речь в психологическом отношении.

Таким образом, высокоразвитые, устойчивые коммуникативные способности можно считать коммуникативными свойствами личности. Коммуникативные способности – это только одна из подструктур коммуникативной структуры личности. Помимо ее в коммуникативную структуру входит еще целый спектр разнообразных систем коммуникативных свойств личности.

Помимо коммуникативных способностей, коммуникативной компетентности довольно часто в психологии можно встретить и такие понятия, как «коммуникативные умения», «навыки общения».

Как мы проследили, психологи обращались в основном к изучению отдельных коммуникативных характеристик. Исследование коммуникативных способностей, коммуникативных черт характера, коммуникативных навыков можно отнести к поликомпонентному изучению коммуникативных характеристик.

Однако довольно долго при изучении межличностного общения не было выделено параметра, который мог бы выявить уже систему внутренних возможностей человека в осуществлении межличностного общения. По мнению В.В. Рыжова, именно изучение общения как деятельности, субъектом которой является группа, социальный, совокупный субъект с большей силой поставило вопрос о том, что представляет собой участие в общении конкретного индивида, конкретной личности. Это вопрос о той системе психологических, индивидуально-психологических свойств, умений, способностей и т.п., которые обеспечивают личности возможность вхождения в общение.

Сейчас в психологической науке не только в теоретическом плане все прочнее утверждается мысль о многообразии, многоуровневом и полифункциональном значении качеств, проявляемых личностью в общении.

Помимо коммуникативных качеств В.В. Рыжов, В.А. Кольцова, А.А. Бодалев и др. используют в своих исследованиях, направленных на выявление свойств личности, проявляемых в общении понятие «коммуникативного потенциала личности».

Коммуникативный потенциал – это система социально-психологических свойств, обеспечивающих тот или иной характер общения. Та система социально-психологических свойств, составляющих коммуникативный потенциал личности, которая закрепилась и, обладает устойчивостью, переходит в коммуникативные свойства личности. Сам же коммуникативный потенциал личности является динамичной, развивающей и обогащающейся системой свойств.

Страницы: 1 2 3


Характеристика выборки, методов и методик исследования. Описание выборки исследования
Было проведено исследование на выявление синдрома эмоционального выгорания у студентов 3 - 4 курсов специальности психология гуманитарного факультета НФИ КемГУ и психологов-профессионалов одного центров г. Новокузнецка. Было обследовано 24 студента в возрасте от 19 до 21 года, среди них 3 юношей и 32 девушки: 3 курс - 14 человек в воз ...

Современное состояние образования. Мировые образовательные тенденции
Мировое образовательное пространство составляют на­циональные образовательные системы, значительно раз­личающиеся по философским и культурным традициям, целям и задачам, своему качественному состоянию. Основные глобальные тенденции развития мирового об­разования: • Демократизация образования (обеспечение доступ­ности образования для в ...

История и модели изучения «синдрома выгорания»
Проблемой «выгорания» персонала исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет; «местом рождения» и становления данного психологического феномена является США. Как отмечают западные психологи, история изучения выгорания в американской науке прошла две фазы, и в последнее десятилетие исследования этого психического состоян ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru