Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.Страница 1
В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект:
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
· проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;
· помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
· контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;
· не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
· стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;
· избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
· реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
· повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;
· не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
· выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;
· для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
· уделяйте ребенку достаточно внимания;
· проводите досуг всей семьей;
· не допускайте ссор в присутствии ребенка.
3. Организация режима дня и места для занятий:
· установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
· чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
· снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
· оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
· избегайте по возможности больших скоплений людей;
· помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
· организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
4. Специальная поведенческая программа:
· придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
· не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
· чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
· составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;
· воспитывайте в детях навыки управления гневом и агрессией;
· не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;
· постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
· не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;
· не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
· помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
· не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольг ких звеньев;
· объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы.
Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":
· лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
· запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
· прием "выключенного времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
· чернильная точка на запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
· холдинг, или простое удержание в "железных объятиях";
Понятие о психике и сознании
Психика — это свойство животных и человека отражать объективный мир в его связях и отношениях.
Психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая независимо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую р ...
Количество опрошенных учащихся
%
соотношение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
+
+
+
+
+
+
+
70
2
+
+
+
+
+
+
60
3
+
+
+
+
+
+
+
+
80
4
+
+
+
+
+
+
60
5
+
+
+
+
+
50
6 ...
Психодиагностическая процедура, психодиагностические средства и их
использование в работе психолога
Психодиагностика нарушенного развития должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные о ...