Понятие эмоционального выгорания и его характеристика
Страница 3

2. Сотрудник заметно меняет свой режим. Рано приходит и поздно уходит или наоборот.

3. Руководитель отказывается от принятия решений, формулируя разные причины себе и другим.

4. Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам.

5. Невыполнение важных приоритетных задач и застревание на мелких деталях. Трата большого количества времени на элементарные действия.

6. Дистанцированность от сотрудников и клиентов, рост неадекватной критичности.

7. Злоупотребление алкоголем, наркотиками, табаком [39; 40].

Таким образом, эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального поведения, чаще всего профессионального поведения. «Выгорание» – отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности, состоянии здоровья и отношениях с коллегами.

Развитие синдрома носит стадиальный характер, например, М. Буриш выделяет следующие фазы развития синдрома профессионального выгорания:

1. Предупреждающая фаза

а) Чрезмерное участие:

• чрезмерная активность, чувство незаменимости;

• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований;

• ограничение социальных контактов.

b) Истощение

• чувство усталости, бессонница, угроза несчастных случаев.

2. Снижение уровня собственного участия

а) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам и т.д.

• потеря положительного восприятия коллег;

• переход от помощи к надзору и контролю;

• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям.

b) По отношению к остальным окружающим

• отсутствие эмпатии, безразличие, циничные оценки.

с) По отношению к профессиональной деятельности:

• нежелание выполнять свои обязанности;

• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

d) Возрастание требований:

• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

• чувство переживания того, что другие люди используют тебя, зависть

3. Эмоциональные реакции

а) Депрессия:

• постоянное чувство вины, снижение самооценки;

• безосновательные страхи, лабильность настроений, апатия.

b) Агрессия:

• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;

• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

• подозрительность, конфликты с окружением

4. Фаза деструктивного поведения

a) Сфера интеллекта:

• снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных заданий;

• ригидность мышления, отсутствие воображения.

b) Мотивационная сфера:

• отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкциям.

Страницы: 1 2 3 4


Роль матери в формировании девочки подростка
Актуальность темы: « Роль матери в жизни девочки-подростка особенно велика». Стираются многие традиции, умирают стереотипы, и роль женщины меняется вместе со временем. Для того, чтобы выявить предпосылки развития современного типа женщины необходимо обратится к проблеме воспитания девочки-подростка, так как девочка – будущая женщина. Х ...

Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при проведении исследования в разных учреждениях, представлены в сравнении друг с другом. Качественные ...

Цели и задачи специальной психологии, методы и принципы
Специальную психологию можно определить как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru