Результаты констатирующего экспериментаСтраница 1
Общие результаты в контрольной и экспериментальной группах, выглядят следующим образом (См. Диаграмма №1):
Диаграмма №1
Сравнивая обе группы детей, мы отметили практически одинаковый уровень владения сюжетно – ролевой игрой.
Анализируя полученные данные по параметрам обследования игры в экспериментальной и контрольных группах, мы постарались, вначале, выделить самые высокие значения, полученные при исследовании. Были получены следующие результаты:
1. Адекватность самостоятельных действий с игрушками
а) экспериментальная группа - 3
б)контрольная группа – 2,8
2. Продолжительность самостоятельной игры;
а) экспериментальная группа – 2,8
б)контрольная группа – 2,9
3. Отношения между детьми в игре.
а) экспериментальная группа – 2,8
б)контрольная группа – 2,7
(См. Диаграмма №2):
Диаграмма №2
Как видно из приведённой диаграммы, самые лучшие результаты были получены при исследовании: адекватности самостоятельных действий с игрушками, продолжительности самостоятельной игры, отношений между детьми в игре.
Анализ самых низких показателей по констатирующему эксперименту, показал, что таковыми оказались:
1) сопровождение самостоятельной игры речью,
а) экспериментальная группа – 1,4
б)контрольная группа – 1,45
2) действий с игрушками,
а) экспериментальная группа – 1,5
б)контрольная группа – 1,5
3) речевая активность во время совместной игры,
а) экспериментальная группа – 1,4
б)контрольная группа – 1,38
4) способность согласовывать свои действия с другими детьми
а) экспериментальная группа – 1,5
б)контрольная группа – 1,55
5) проявления творчества в игре.
а) экспериментальная группа – 1,4
б)контрольная группа – 1,5
Полученные результаты выглядят следующем образом (См. Диаграмма № 3)
Диаграмма № 3
Таким образом, анализ обеих групп приводит нас к следующим выводам:
· Дошкольники, принимавшие участие в констатирующем эксперименте, в общем и целом продемонстрировали второй уровень сформированности игровых действий. Основное содержание их игр составляют действия с предметами. Эти действия разворачиваются более полно и последовательно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом. Логика действий чаще всего соответствует их последовательности в реальной действительности. Правило ещё явно не вычленяется, но оно уже может победить в конфликте с непосредственным желанием. Объединения детей кратковременны, малочисленны (2-3 ребёнка). Основные сюжеты игр - бытовые.
Остановимся на детальном анализе результатов, воспитанников экспериментальной группы.
Их можно условно разделить на три подгруппы:
1. Дети с относительно высоким (для данной группы) уровнем развития сюжетно-ролевой игры;
2. Дети со средним (для данной группы) уровнем развития сюжетно-ролевой игры;
3. Дети с низким (для данной группы) уровнем развития сюжетно-ролевой игры.
В первую группу следует отнести Игоря и Алексея, т.к. эти мальчики показали наилучшие результаты, их средний балл самый высокий. У них по всем параметрам максимальные, для данной группы, результаты. В процессе игр мальчики играли в основном только друг с другом. При организации игр совместных с остальными детьми они выступали явными лидерами. Это проявлялось в том, что каждая из них стремился взять на себя первостепенную роль, они отбирали нужные для игры игрушки, вели ролевой диалог, пытались соблюдать сюжет игры. Вместе с этим направляли и регулировали (на наш взгляд несколько агрессивно) деятельность других детей.
Нужно отметить, что в этой группе только Игорь и Алексей проявляют интерес к игре. Они охотно начинают игру по предложению воспитателя, получают удовольствие от игры и, прежде всего, от выполнения действий с игрушками. Но, как и у остальных детей, их интерес к игре неустойчив, случайные раздражители отвлекают их внимание, приводят к прекращению игры. Также отмечается эмоциональная и содержательная бедность игры.
Инициаторами возникающих в ходе игр конфликтов чаще всего так же выступали Игорь и Алексей. Здесь стремление к лидерству проявлялось уже в отрицательной форме. Дети диктовали условия игры остальным детям, отбирали для себя лучшие игрушки, не давали проявить себя другим детям. Часто решение проблемных ситуаций происходило силовым путем.
Но в целом уровень сформированности сюжетно-ролевой игры у этих детей значительно выше, чем у остальных детей экспериментальной группы.
Во вторую подгруппу можно выделить двух девочек – Оксану и Ларису. Общие их результаты (средний балл) являются показателем того, что у девочек средний (по экспериментальной группе) уровень развития сюжетно-ролевой игры. Однако в данном случае нельзя ограничится только этим наблюдением. Дело в том, что девочки показали довольно-таки широкий разброс в результатах.
Школьный период
Современная школа – продукт длительной истории. Так школы Древней Спарты – агеллы – еще не были чисто учебными заведениями. Мальчики поступали туда с 7 лет. В агеллах они жили, привыкали переносить голод, холод, жажду, занимались спортивными упражнениями, воинским делом; обучались музыке, пению, танцам, основам грамоты. Обучение было те ...
Интерпретация результатов исследования
Ученые единодушно признают, что эмоциональное благополучие является базисным компонентом, обеспечивающим нормальное психическое развитие ребенка, его физическое и психологическое здоровье (А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.). Вместе с тем, большинство исследователей подчеркивает влияние особенн ...
Эмпирические исследования проблемы формирования произвольного
внимания у детей старшего дошкольного возраста на специальноорганизованных
занятиях, а так же в играх целенаправленно запланированных на
Базой нашего исследования стал детский сад № 1 «Колосок» Любинского района Омской области который расположен по улице Почтовая. Группа была разделена на две подгруппы по 15 человек. ЦЕЛЬЮ констатирующего эксперимента было выявление уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. ...
