Другая психология » Зрительная образная память у дошкольников с нарушениями зрения » Основные психологические концепции к изучению развития зрительной образной памяти слабовидящих детей

Основные психологические концепции к изучению развития зрительной образной памяти слабовидящих детей
Страница 1

Коррекционно-развивающая работа современного типа должна не только основываться на структуре и иерархии конкретного варианта психического развития, но и учитывать взаимодействие и взаимовлияние всех базовых составляющих, на основе чего создается оптимальная последовательность включения тех или иных специальных воздействий.

А.В. Семенович выдвигает принцип замещающего онтогенеза как основу всякой развивающей и коррекционной работы. При реализации данного принципа необходимо учитывать: актуальный уровень психического развития ребенка, законы и закономерности нормативного развития, последовательность и специфику прохождения ребенком этапов и сроков психомоторного, речевого и эмоционального развития, определяющую роль формирования базовых предпосылок, ведущий тип мотивации деятельности, поэтапность в формировании новых видов деятельности. На сегодняшний день разработаны и апробированы, доказав свою эффективность, ряд развивающих и коррекционных программ, основанных на вышеизложенном принципе:

1. Коррекционные программы, основанные на нейропсихологическом подходе:

- программа комплексной нейропсихологической коррекции и реабилитации (А.В. Семенович);

- методика формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева).

2. Развивающе-коррекционные программы, ориентированные на формирование и гармонизацию базовых составляющих психического развития ребенка:

- программа формирования произвольной регуляции (Н.Я. семаго);

- программа формирования пространственных представлений (Н.Я. семаго).

3. Система развивающе-коррекционной работы, базирующаяся на уровневом подходе к аффективной регуляции поведения и сознания:

- формирование базовой аффективной регуляции (О.С. Никольской);

- символдрама.

Авторами предполагается, что все перечисленные методики и программы, принципы, методы и их элементы, могут быть использованы в работе психолога по коррекции и развитию психических процессов. Однако, среди подобных инновационных механизмов не встречается целостного комплекса по формированию именно зрительной образной памяти у дошкольников.

На настоящий момент в психологической литературе чаще предлагаются такие отдельные методы и направления развития зрительной образной памяти, как: дидактическая игра (Ю. Афонькина, Л.С. Выготский, Н. Доронина и др.), упражнения на развитие зрительной образной памяти, внимания, восприятия (Ю. Афонькина, Г. Урунтаева и др.), активизация межполушарного взаимодействия (Е.Д. Хомская, Э.Г. Симерницкая, В.В. Суварова), обучение приемам запоминания (П.И. Зинченко, А.В. Петровский, А.А. Смирнов), обогащение перцептивного зрительного опыта (Л.М. Житникова, М.И. Земцова, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн), обучение самоконтролю (Р. Аткинсон, Л.С. Выготский), формирование интересов и склонностей личности, создание эмоционального настроя (Н. Дронина, В.П. Ляудис) и др.

По мнению Ю. Афонькиной, Л.С. Выготского, Н. Дорониной и др. развитие всех психических процессов более эффективно в ведущем виде деятельности. В дошкольном детстве таковым является игра. Продуктивность запоминания в игре у детей старшего дошкольного возраста намного выше, чем вне ее, поэтому следует использовать в работе как можно больше игр, в частности дидактических.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгером, Е.Ф. Иваницкой, Е.И. Родиной, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе и др. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

Дидактическая игра создает игровую мотивацию, помогает в непринуждённой форме выполнять предложенную ребёнку задания. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре.

Задача дидактической игры не только закрепление имеющихся у детей знаний, но и приобретение новых.

Игра выполняет две важные функции. Первая функция игры – развивающая: игра активно способствует развитию или перестраиванию психических процессов, начиная от самых простых и кончая самым сложным. Вторая функция – компенсаторная – основана на том, что игра представляется как иная реальность, выступающая главным в хаосе реальной жизни. Ребёнка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Дошкольники с нарушениями зрения обычно отстают по своим психическим возможностям и имеют комплекс трудностей при формировании представления о реальной действительности. Поэтому для снижения или полной ликвидации подобных отклонений большое значение имеет дидактическая игра в работе с детьми со зрительными нарушениями.

Страницы: 1 2 3 4


Мария Монтессори (1870-1952)
Мария Монсессори - единственный pебенок Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые. О детстве Маpии известно н ...

Оценка мышления младшего школьника
У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. При решении мыслительных задач они опираются на реальные предметы и их изображения. Выводы, обобщения делаются на основе конкретных фактов. Процесс обучения быстро стимулирует развитие абстрактного мышления. Развитие мышления младшего школьника характеризуется перех ...

Экспериментальное исследование зрительной образной памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Организация исследования
Исследование проводилось на базе РГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», в котором принимал участие 21 ребенок старшего дошкольного возраста. Испытуемые были распределены на три группы: контрольную (КГ) и две экспериментальные (ЭГ I), (ЭГ II), по 7 человек в каждой. Среди них 16 детей с косогл ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru