Другая психология » Особенности психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения » Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков. Поведение как психологическая категория

Психолого-педагогическая сущность отклоняющегося поведения подростков. Поведение как психологическая категория
Страница 1

Основной задачей данного раздела является определение понятия «отклоняющееся поведение личности». Определить понятие - значит раскрыть его содержание через род - подведение определяемого понятия под более широкое по объёму родовое понятие. Отклоняющееся поведение - это прежде всего некая форма поведения личности, ему присущи все основные свойства человеческого поведения, с рассмотрения которых мы и начнём свой анализ.

В психологии термин поведение

широко используется для обозначения вида

и уровня активности

человека, наряду с такими проявлениями, как деятельность, созерцание, познание, общение. Научные представления о человеческом поведении получили особенно яркое развитие в начале 20 века, с того времени когда бихевиористы объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые), функционирующие по схеме «стимул - реакция». По мере накопления эмпирических данных пони мание природы человеческого поведения всё более углублялось. Уже в 1931 г. один из основоположников поведенческой психологии - Джон Уотсон - говорил о поведении как о «непрерывном потоке активности, возникающей в момент оплодотворения яйца и становящейся всё более сложной по мере развития организма».

Современное понимание поведения выходит далеко за рамки совокупности реакций на внешний стимул. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью». Под внешней активностью

человека понимаются более внешние проявления: движения, действия, поступки, высказывания, вегетативные реакции. Внутренними составляющими поведения

считаются: мотивация и целеполагание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции.

Под поведением

мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности. Имеющей форму преимущественно внешних действий и поступков.

Имея определение попытаемся выделить основные признаки

изучаемой реальности. Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально

по своей сути - оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием.

В целом поведение личности отражает процесс её социализации - интеграции в социум.

Социализация, в свою очередь, предполагает адаптацию

к социальной среде с учётом индивидуальных особенностей. По соотношению процессов адаптации -индивидуализации, а также по позиции личности в социуме можно выделить следующие варианты социальной адаптации:

радикальная адаптация - самореализация через изменение личностью существующего мира;

гиперадаптация - самореализация через влияние личности на социальную жизнь посредством её сверхдостижений;

гармоничная адаптация - самореализация личности в социуме посредством ориентации на социальные требования;

конформистская адаптация - приспособление за счёт подавления индивидуальности, блокировка самореализации;

девиантная адаптация - самореализация посредством выхода за существующие социальные требования;

социально - психологическая дезадаптация - состояние блокировки процессов самореализации и адаптации.

Страницы: 1 2


Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении: 1. Изменение окружения: · изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; · работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперакт ...

Жесты
Беглого взгляда на руки того или иного человека бывает достаточно, чтобы выдвинуть предварительное предположение о его натуре. Изучение жестов (жестика) ─ составляет основную часть науки о бессловесном языке общения. Поэтому наиболее подробного рассмотрения заслуживает толкование движений рук, которые дополняют словесные высказыва ...

Младший школьный возраст как предмет изучения. Взгляды Л. С. Выготского на возрастную периодизацию
Возрастная периодизация представляет собой одну из сложных и неоднозначно решаемых проблем психологии. Данную тему в своих работах рассматривали такие ученые как А. Валлон, Ж. Пиаже, В. Штерн, П. П. Блонский, Л. С. Выготский и др. С точки зрения биогенетической теории, естественнее всего разбивать детство на отдельные периоды сообразно ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru