Другая психология » Специальная психология » Понятия стандартизации, надежности, валидности как основные психометрические свойства методик

Понятия стандартизации, надежности, валидности как основные психометрические свойства методик
Страница 1

К основным психометрическим свойствам относят валидность, надежность, репрезентативность и достоверность.

НАДЕЖНОСТЬ - одно из трех главных психометрических свойств любой измерительной психодиагностической методики (теста). Надежность - это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести: www.edubrilliant.ru

разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, температура в помещении, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т.п.),

динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой «врабатываемости» - выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т.п.),

информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т.п.).

Разнообразие и изменчивость всех этих факторов так велики, что они обусловливают появление у каждого испытуемого непрогнозируемого по размерам и направлению отклонения измеренного тестового балла от истинного тестового балла (который можно было бы в принципе получать в идеальных условиях). Средняя относительная величина этого отклонения определяется как «стандартная ошибка измерения» (Se). Величина ошибки измерения указывает на уровень неточности или ненадежности тестовой шкалы (специально подчеркнем, что в психометрической теории надежность и точность оказываются синонимами).

ОШИБКА ИЗМЕРЕНИЯ (Se) и надежность измерения (R), согласно общепринятой психометрической теории, связаны следующей формулой:

где Sx - дисперсия тестовых показателей X. Формула (1) является чисто теоретической, и на ее основе нельзя подсчитать надежность теста, так как величина Se оказывается также неизвестной величиной. Поэтому на практике применяют корреляционные методы. Самый известный из них - метод перетестирования (тест-ретест) или метод измерения «РЕТЕСТОВОЙ НАДЕЖНОСТИ». На одной и той же выборке испытуемых (не менее 30 человек, участвующих в пилотажном психометрическом экспериментальном исследовании) проводят первое тестирование X, а затем повторное тестирование Y. Интервал, как правило, - две недели, что гарантирует забывание вопросов теста.

Затем для двух рядов значений Х и Y подсчитывается, например, линейный коэффициент корреляции (возможный и нередко более корректный вариант - подсчитывать ранговый коэффициент корреляции):

- стандартные отклонения Х и Y,

Cov (X,Y) - ковариация двух переменных Х и Y.

Что важно для сути теории надежности тестов, так это возможность определить ошибку измерения после того, как подсчитана корреляция «тест-ретест» по формуле (3), полученной путем простого преобразования формулы (I):

Таким образом, если стандартное отклонение в тесте составило 10 очков (среднее отклонение, которое в среднем допускают испытуемые от среднего балла для выборки), а корреляция «тест-ретест» оказалась равной лишь 0,5, то ошибка измерения оказывается очень большой:

Страницы: 1 2 3


Игры, направленные на развитие слухового внимания
Цель: развитие слухового снимания. Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма. Описание. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука. Инструкция: «Сейчас мы поиграем в ...

Общение. Общая характеристика. Его виды и функции.
Общение-процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми так или иначе связанными друг с другом псих. отношениями. Общение — специфическая форма воздействия человека с други­ми людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. ...

Состояние духовно-нравственной сферы современных подростков
Духовно-нравственная сфера личности современных подростков может быть определена через изучение мироощущения, социального самоопределения, представлений о феномене свободы, степени удовлетворенности жизнью и прочее. Данные, полученные при проведении исследования в разных учреждениях, представлены в сравнении друг с другом. Качественные ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru