Методика исследования.Страница 3
Цель – исследование личности. По составу данных тест ориентировочный, и поэтому как единственный метод исследования использован быть не может. (требует объединения с другими методами, т.е. использования в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим
Комплексный рисуночный тест «Дом – дерево – человек» («ДДЧ»)
Предложен Дж. Буком в 1948 году. Суть методики заключается в следующем, обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человека. Затем проводится опрос по разработанному плану. По мнению Дж. Бука, по рисункам можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, и др. Автор демонстрирует возможность теста определять уровень интеллектуального развития.
Р. Бернс при использовании данного теста просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, вы увидите, что действительно происходит в нашей жизни.
Другим способом интерпретации может быть порядок, в котором рисуется дом, дерево и человек.[58]
Психокоррекционный этап:
применение метода психологического дебрифинга в работе с ранеными.
Психологическая реабилитация пострадавших, подвергавшихся воздействию психогенных факторов в экстремальных условиях деятельности или получивших серьезные ранения с ампутацией конечностей, является элементом медико-психологического обеспечения профессиональной деятельности. Ее цель - сохранение здоровья и восстановление профессиональной пригодности раненых.
Применение метода психологического дебрифинга наиболее оправдано тем, что фомируемая группа однородна по имеющейся у ее участников проблематике. Наиболее типичными ситуациями, выделяющимися как психотавмиующие факторы, являются: прощание с родными и близкими перед отъездом в Чечню; гибель на глазах раненых их близких друзей в бою; невозможность из-за страха оказать помощь погибающим сослуживцам; пребывание в плену; предательство со стороны любимой девушки; тяжелое ранение или потеря конечностей.
В исследовании принимала участие экспериментальная группа (20 человек).
Местом для проведения сеанса может быть любое помещение удобное, доступное и изолированное. Его цель – минимизация и купирование психологических страданий военнослужащих и предупреждение развития синдрома посттравматических стрессовых расстройств. Процесс дебрифинга обычно состоит из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценивания стресса; подробного обсуждения «симптоматики», психологической поддержки; мобилизация личностных ресурсов, предоставления необходимой информации и планирования дальнейшей помощи.
Выделяются от 5 до 7 обязательных фаз через которые проходит группа:
1. Вводная: представление ведущего, разъяснение целей, задач и правил дебрифинга, снятие тревоги у участников по поводу «необычности» процедуры.
2. Факт: каждый рассказывает о том, что происходило с ним: что он видел , где находился и что делал. Восстанавливается полная картина инцидента и хронология событий. Согласие относительно фактов способствует осмыслению пережитых событий, осознанию и систематизации полученного опыта. Выражения эмоций на этой фазе допускать не следует.
3. Мысли, эмоции, чувства: ведущий просит перейти от описания событий к рассказу о внутренних психологических реакциях во время пережитых событий. Очень важно припомнить самые первые впечатления, пронесшиеся в голове мысли, импульсивные поступки и эмоциональные реакции. Несмотря на то, что рассказы могут приобретать весьма драматический характер, нельзя допускать, чтобы доминировали чувства кого - либо из участников, а все остальные превратились бы в слушателей: каждый должен получить возможность высказаться и постараться выразить свои переживания. Ведущий поддерживает в группе понимание того, что, высказываясь, участники вновь переживают сильный стресс, однако это происходит в ситуации, когда реальная опасность миновала, а их чувства находят понимание и поддержку группы.
Оценка восприятия младшего школьника
Восприятие младшего школьника еще слабо дифференцировано, непроизвольно. Неспособность четко выделить части в наблюдаемом объекте, достроить образ до целого по его частям является одной из причин ошибок в написании букв, цифр и др. Своевременное выявление подобных особенностей восприятия будет способствовать планированию коррекционно-пр ...
Что такое деятельность?
Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности. Основным видом деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека , явля ...
Психодиагностика мотивации
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Процесс теоретического осмысления явлений мотивации далек от своего завершения. Это отражается как в непрекращающемся росте публикаций на эту тему, так и в многозначности т ...
