Культурно-историческая
концепция личностиСтраница 1
В рамках культурно-исторического или деятельного подхода к изучению личности сложилось понимание человека как деятельного существа. Центральной категорией анализа, дающей ключ к пониманию личности, является категория “деятельность”. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования, В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не могло бы существовать. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипические возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создает знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.
Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Как правило, в качестве пели деятельности выступает ее продукт.
Деятельность принято рассматривать в структурном и функциональном аспектах[59]. Структурный аспект предполагает выяснение строения самой деятельности и определение составляющих ее элементов. Функциональный аспект концентрирует внимание на том, как, каким образом осуществляется деятельность.
Изучение личности при деятельном подходе сводится к следующему:
- определение системообразующего звена, доминантного вида деятельности (профессиональная, познавательная, развлекательная и т.д./
- выяснение принципа осуществления деятельности - вынужденная или свободная, отчужденная или неотчужденная;
- изучение характера связи между различными видами деятельности (гармоничный или дисгармоничный), степени их иерархизированности;
- исследование уровня осуществления каждого из видов деятельности.
Ни один из приведенных вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные ее проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. До сих пор мы не можем утверждать, что к концу XX столетия наукой создана социологическая модель личности. Вероятно, это дело будущего.
В продолжение разговора о характере человеческой деятельности нельзя не отметить тот факт, что она не всегда позитивна и способствует прогрессу как самой личности, так и общества в целом. Это признавали многие социологи и историки. В качестве примера можно привести теорию так называемых культурно-исторических типов, возникшую как попытку преодолеть недостатки евроцентристской модели однолинейного и однонаправленного исторического процесса и объяснить особенности развития Востока и других регионов мира, в том числе и России. Она видит исторический процесс как многолинейное параллельное развитие своеобразных социокультурных типов обществ, цивилизаций. Основатель этой теории российский социолог Н.Я.Данилевский[60].
Наряду с тем, что личность создает в процессе деятельности культуру, культурные образцы[61], культурная принадлежность обуславливает характер деятельности, правила, нормы, ценности и т.п.
Г.Терборн отмечает, в частности, что предпочтения людей различаются постольку, поскольку они принадлежат к разным культурам, из которых они усвоили различные жизненные цели и желания, конкретные нормы правильного поведения, особые способы выражения эмоций и владения ими. Это предположение само по себе может служить объяснением человеческого действия[62].
Кроме того, принадлежность к культуре означает усвоение определенной когнитивной и коммуникативной компетенции, определенного языка, социального горизонта, мировоззрения или совокупности верований, способа толковать или определять ситуации, справляться с неопределенностью и посылать сигналы.
Еще один важнейший аспект социологического понимания принадлежности к культуре состоит в том, что она определяется по двум измерениям - общему ощущению действующим его тождественности с одними людьми и отличия от других. Это положение дополняется наличием подобного ощущения “идентичности - дифференцированности” и у других участников коллективного действия[63]
Формы общения
Вербальное и невербальное общение.
В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном (неречевом) уровне.
На основном, вербальном, уровне в качестве средства передачи информации используется человеческая речь. Именно речь, как проявление активности воли и сознания говорящег ...
Диагностика профессиональной направленности
В результате изучения специальной литературы в области профессионального подбора персонала нами предложены следующие методики диагностики профессиональных и личных качеств, необходимых для выполнения деятельности государственного гражданского служащего.
Таблица 2. Методики диагностики профессиональных и личных качеств, необходимых для ...
Что такое ощущение?
Ощущение – это психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения органов чувств, а также возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание си ...