Формирование личности » Культурно-историческая концепция личности

Культурно-историческая концепция личности
Страница 2

Завершая разговор о различных взглядах на процесс формирования личности, нельзя не сказать о представителях гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отожествляли психологию и поведение человека и животных. Сторонников гуманистических теорий прежде всего интересовало то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитали описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Наиболее известные представители этого подхода – А.Маслоу, К.Роджерс.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.

Значительный вклад в решение проблемы личности внесли также А.Н.Леонтьев и Л.И.Божович. Скажем, теорию предложенную Божович можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного возраста до юности и использующих для описания личности внутренние свойства и особенности человека.

Э.Эриксон выделял у каждого человека в течение жизни восемь психологических кризисов:

1.Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).

2.Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте 2-3 лет).

3.Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4.Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (7 – 12 лет).

5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12 – 18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами).

8.Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Несмотря на то, что на формирование личности определенное влияние оказывают факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе, главные факторы, определяющие процесс формирования личности – групповой опыт и субъективный уникальный личностный опыт.

Страницы: 1 2 


Процессы памяти
Память — это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек вос­принимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений. Образы пред­ставлений памяти, конечно ...

Психолого-социальная работа в специализированных учреждениях на примере учреждений республики Башкортостан
В Республике Башкортостан за последние 10 лет государственная молодежная политика стала органичной частью всей социальной политики. Первым шагом на пути создания республиканской системы оказания социально-психологической помощи явилось создание в 1990 году в Уфе двух первых в республике учреждений социально-психологической помощи детям ...

Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания
Найди два одинаковых предмета Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши. Описание. Ребенку предлагается: а) ри ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru