Формирование личности » Культурно-историческая концепция личности

Культурно-историческая концепция личности
Страница 2

Завершая разговор о различных взглядах на процесс формирования личности, нельзя не сказать о представителях гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отожествляли психологию и поведение человека и животных. Сторонников гуманистических теорий прежде всего интересовало то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитали описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение. Наиболее известные представители этого подхода – А.Маслоу, К.Роджерс. www.transportzones.ru

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам.

Значительный вклад в решение проблемы личности внесли также А.Н.Леонтьев и Л.И.Божович. Скажем, теорию предложенную Божович можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного возраста до юности и использующих для описания личности внутренние свойства и особенности человека.

Э.Эриксон выделял у каждого человека в течение жизни восемь психологических кризисов:

1.Кризис доверия-недоверия (в течение первого года жизни).

2.Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте 2-3 лет).

3.Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4.Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (7 – 12 лет).

5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12 – 18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность “погружению в себя” (между 30 и 60 годами).

8.Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Несмотря на то, что на формирование личности определенное влияние оказывают факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе, главные факторы, определяющие процесс формирования личности – групповой опыт и субъективный уникальный личностный опыт.

Страницы: 1 2 


Ограничапия и содержание специальной психологической помощи в зависимости от возраста нуждающихся в ней
В ходе индивидуального развития ребенка постоянно идет борьба между незрелостью его структур и фондом роста или развития. В зависимости от преобладания первого или второго фактора при одних и тех же условиях в одних случаях можно ожидать более устойчивые патологические изменения, а в других - более легкие и поддающиеся коррекционно-педа ...

Общение. Общая характеристика. Его виды и функции.
Общение-процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми так или иначе связанными друг с другом псих. отношениями. Общение — специфическая форма воздействия человека с други­ми людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей. ...

Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника. Программа эмпирического исследования
Анализ литературы показал, что семейные взаимоотношения, отношения между родителями и ребенком являются определяющими в формировании эмоционального благополучия. Именно оптимальность системы «родители-ребенок» определяет успешность развития эмоциональной сферы ребенка и его благополучия. Эмоциональное благополучие ребенка развивается н ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru