Альтернативные взгляды на процесс формирования
личности. Ролевая концепция личностиСтраница 2
Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" - это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и на формирование их собственного "Я". В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые товарищи детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого"[41].
В последнее время наиболее крупные разработки в теории интеракционализма связываются с именем Э Гоффмана (1922-1982), чьи взгляды занимают промежуточное положение между чикагской школой и “ролевой” теорией. Свою концепцию он часто называет “драмматургическим подходом”, что выражается в следующей аналогии: роли – эксектации, которые другие имеют относительно нашего поведения в определенных ситуациях, рассматриваются им как пьесы, которые мы разыгрываем. Он уделял большое внимание тому, как мы их исполняем и какими способами мы осуществляем руководство нашим “представлением”[42]. Все аспекты жизни – от глубоко личных до общественных – описываются в театральных терминах: пьеса, сцена, актер, кулисы и т.п. Таким образом, Э.Гофман описывает процесс интерпретации “Представления своего “Я” другим”, исходя из мидовских построений о “Я” и “Мое”.
Итак, Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственно верную, поскольку она оставляет в тени активное, творческое начало личности.
Факторы риска выгорания в профессиях сферы услуг
К основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят личностный, ролевой и организационный.
Ролевые факторы риска выгорания включают:
· ролевой конфликт;
· ролевую неопределенность;
· неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией);
· низкий социальный статус;
· ролевые ...
Проблема общения в зрелом возрасте. Особенности, стили общения.
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение – совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом [9].
Общение – это взаимодействие людей. В нем ...
Предмет и объект конфликта
Ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема ...