Формирование личности » Альтернативные взгляды на процесс формирования личности. Ролевая концепция личности

Альтернативные взгляды на процесс формирования личности. Ролевая концепция личности
Страница 1

Происходящие в нашем обществе процессы невозможно правильно оценить и понять без изучения обширного научного наследия в об­ласти социологии личности,

Одной из известнейших социологических теорий личности явля­ется ролевая концепция, возникшая в американской социальной пси­хологии в 30х годах XX века и получившая широкое распространение в различных социологических течениях, особенно в структурно-функ­циональном анализе.

Основоположником ролевой концепции личности считают Дж.Мида. Выше мы уже говорили об этом исследователе как об основателе тео­ретических построений символического интеракционизма. Идеи Мида, не пользовавшиеся популярностью долгие годы, в 80-х годах получи­ли широкий резонанс благодаря осознанию того факта, что ученый сумел опередить свое время, поставив и решая проблема, сформулиро­ванные в социологии лишь на исходе XX века. Ныне Мид воспринимает­ся как классик, как фигура в значительной степени определившая со­держание современного этапа развития зарубежной социологии.

Каково место теоретической системы Мида в социологии? Какова роль его идей для современной социологии? Конечно, мы не можем в настоящем раз­деле исчерпывающе рассмотреть эти вопросы, но попытаемся обрисовать некоторые основные черты социально-психологической теории Мида, вы­явить ее основную теоретико-мировоззренческую ориентацию.

Центральное в социальной психологии Мида - понятие межиндиви­дуального взаимодействия. Совокупность процессов взаимодействия по Миду, конституирует общество и социального индивида. Анализ про­цесса формирования индивидуального сознания в ходе взаимодействия Мид начинает с понятия “жест”. Жест как индивидуальное действие служит начальной фазой взаимодействия и выступает в качестве стимула, на который реагируют другие участники. Жест предполагает наличие некоего референта, “идеи” соотнесенность с некоторыми элементами опыта индивида и вызывает в сознании совершающего жест тот же отклик, что и в сознании воспринимающего. Важнейшим из жестов-симво­лов является, по мнению Мида, слово (“голосовой жест”). Язык опре­деляется как конституирующий фактор сознания.[39]

В любой культуре с жестом и языком всегда связано какое-то их значение. Это значение ученый усматривал в “практических последст­виях”, т.е. тех реакциях, которые вызывают данные символы. “Значе­ние - отмечал Мид, - это не состояние сознания . Значение жеста рав­но ответу данного индивида на жест другого в определенном акте со­циального действия, этот ответ также служит основой возникновения другого жеста или нового содержания для нового жеста. Поэтому в данном случае жест является началом социального акта, порождающего ряд коммуникаций”[40].

Одной из важнейших частей социологического учения Мида явилась его концепция “межиндивидуального взаимодействия”, утверждавшая, что общение людей и установки индивида на объекты (на “других” и на са­мого себя) порождаются и поддерживаются определенной совокупностью социальных факторов. То, как индивид воспринимает окружающую соци­альную действительность, обуславливается его опытом общения с дру­гими, особенно собственной способностью воспринимать мир и себя так, как этот мир видят другие и как это выражено соответствующи­ми символами (жестами или словами). В связи с этим поведение индивида в группе, считая Мид, является результатом принятия дан­ным индивидом установок других по отношению к себе и последующей кристаллизации всех этих частных установок в единую установку или точку зрения, которая может быть названа установкой “обобщенного другого”.

Этот процесс принятия роли других людей (“обобщенного друго­го”) особенно рельефно проявляется в ходе формирования человеческого “Я”, происхождение и структура которого, по Миду, отражают единст­во и структуру социального процесса.

Таким образом, стадии принятия роли другого, других, “обобщен­ного другого” - стадии превращения физиологического организма в рефлексивное социальное Я. Главная характеристика Я - способность становиться объектом для себя самого, что отличает его от неодушев­ленных предметов и живых организмов. Богатство и своеобразие зало­женных в том или ином индивидуальном Я реакций, способов действия, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых Я участвует.

В целом, согласно концепции Мида, поведение человека обуслов­лено структурой его личности, его социальной ролью и восприятием установок “обобщенного другого”.

Разработанная Мидом ролевая концепция личности имела существен­ное значение. Благодаря ей многомерное поведение человека можно представить (и проанализировать) в виде определенного набора со­циально-типичных, устойчивых шаблонов его поведения - “ролей”, ко­торые человек играет в обществе. Причем, анализ “ролей” человека дает достаточные основания для суждения не только о его поведении, но и его личности, поскольку ее внутренняя импульсивная и норматив­ная противоречивость выражается в любых поведенческих актах.

Страницы: 1 2


Хронемика
Хронемика - это использование времени в невербальном ком­муникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприя­тие и использование времени является частью невербального об­щения и весьма существенно отличается в разных культурах [5, 237 с.]. Так, общие собрания в африка ...

Развитие профессионально-технического и среднего специального образования
Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетаний с об­щим образованием, духовным и физическим развитием. Профессионально-техническое образование осуществ­ляется на основе полного общего среднего образования, а также на основе базового ...

Подбор упражнений и реализация коррекционной развивающей программы
Задачи программы: 1. Развитие произвольного внимания детей младшего школьного возраста. 2. Повышение квалификации педагогов по проблеме развития внимания детей младшего школьного возраста Представленная коррекционная программа была направлена, прежде всего, на шлифовку внимания. Она предназначена для учащихся, испытывающих трудности ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru