Другая психология » Вопросы психологии » Деятельность. Способы ее осуществления.

Деятельность. Способы ее осуществления.
Страница 1

Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физио­логии, инженерных дисциплин, психологии. www.righttransport.ru

Деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отно­шения» (В. Н. Мясищев). Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистиче­ские, эмоциональные, межличностные и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятель­ности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность — это, однако, не только одна из форм отноше­ния; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагаю­щее получение некоторого результата. Он может быть представ­лен, однако, не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности — не только собственно трудовой, но также и игро­вой, и учебной.

Во-вторых, деятельность — это такое отношение, которое ре­гулируется осознаваемой целью как идеальный образ будущего ре­зультата. Цель выступает так называемым системообразующим фактором деятельности, т. е. главным критерием определения ее содержания, структуры и динамики. И в этом заключается важ­нейшее отличие деятельности от иных форм активности челове­ка (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовле­ние какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельность — это целеустремленная активность, реализую­щая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важней­шие общепсихологические свойства деятельности.

1. Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность, в свою очередь, направлена на опре­деленный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

2. Субъектность деятельности. Деятельность всегда со­циально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в поня­тиях языка, социальных ролях и нормах. Свойство субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

Страницы: 1 2


Социальная и профессиографическая характеристика профессии
Первая часть содержит социальную и профессиографическую характеристику професиси и состоит из следующих рзаделов: 1. Название профессии и специальности по официально принятой номенклатуре. 2. Таксономические сведения: форма, тип, класс, группа, специальность. 3. Название рабочего поста (конкретизированное применительно к данной форме ...

Понятие аномального развития как различных форм дизонтогенеза
Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости. В большинстве своем это так называемые непрогредиентные болезненные состояния, своего рода пороки ра ...

Реализация условий развития памяти младших школьников в процессе языковой теории
На формирующем эксперименте мы провели работу по развитию памяти у испытуемых. Для этого мы провели серию занятий по изучению языковой теории с использованием специально подобранных упражнений, направленных на улучшение памяти. Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти и облегчения запоминания. 1. Образование смысло ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru