Другая психология » Основы психологии и педагогики » Развитие высшей школы в современном мире

Развитие высшей школы в современном мире

В последнее время в развитых странах система высше­го образования интенсивно трансформируется. Сущест­венно меняются цели и задачи высшей школы. Она теперь формирует не только будущую социальную элиту, но и многочисленные слои работников умственного труда для разных сфер экономики, культуры, управления.

По-прежнему сохраняется определенное число эли­тарных вузов (Гарвардский, Стэндфордский, Колумбий­ский и другие университеты США, Оксфордский и Кем­бриджский в Англии, так называемые «Большие школы» во Франции и т.д.)

Вместе с тем расширяется сеть разнообразных послес-редних учебных заведений, реализуя тенденцию стрем­ления к массовости высшего образования.

Некоторые университеты, особенно в США, берут очень высокую плату за обучение, непосильную даже для семей, относящихся к «среднему классу». Тем не менее, принцип доступности послесреднего образования все шире пробивает себе дорогу.

В большинстве западных стран и в Японии практиче­ски завершается повсеместный переход на трехступенча­тую модель организации послесреднего образования. При этом каждая его ступень рассматривается как этап в получении высшего образования и завершается вручением соответ­ствующего свидетельства или диплома.

Первая ступень (как правило, двухлетняя) закрепляет общеобразовательные знания, полученые в школе, гото­вит специалистов среднего звена и закладывает основу для подготовки высококвалифицированных специалистов с высшим образованием. В Англии — это политехниче­ские колледжи, во Франции - технологические институ­ты, в Германии — высшие профессиональные школы, в США и Японии — младшие колледжи.

Вторая ступень дает законченное высшее образование по конкретной профессии (инженер, агроном, психо­лог, юрист и т.п.). Обучаясь здесь 2-3 года, студент полу­чает степень бакалавра. Кто желает повысить свою квали­фикацию, занимается еще 1—2 года, защищает диссерта­цию и получает степень магистра.

Третья ступень предназначена для тех, кто уже полу­чил степень магистра. Успешное завершение обучения на этой ступени (экзамены, стажировка, диссертация) дает степень доктора наук, что приблизительно соответствует нашей степени кандидата наук.

На Западе считается, что университет — это вершина образовательной лестницы, что именно он, а не отрас­левые вузы в состоянии сформировать высококвалифи­цированных специалистов, имеющих не только необходимую профессиональную подготовку, но и глубокие зна­ния в области гуманитарных проблем.

В развитых странах заочные и вечерние отделения вузов охватывают около 15—20% студентов. У нас этот по­казатель в два раза выше.

Лучшие западные университеты являются крупнейши­ми научными центрами. В США, Англии, Германии там сосредоточено более половины всех ученых. Особенно стимулируется проведение фундаментальных исследований, что позволяет, развивать научный потенциал сотрудников, приобщать к исследовательской деятельности студентов, а также способствует привлечению к работе в университетах крупных отечественных и зарубежных ученых.


Педагогическая система М.Монтессори в России
Уже к 1909 г. стало ясно, что задуманный и осуществленный Монтессори социально педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. Постепенно слава педагога-гуманиста преодолевает границы Италии, и одна за другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании и Голландии ...

Современная музыка и характер личности
Сейчас лидирующая роль музыки как самого «юношеского» искусства общепризнанна. Благодаря своей экспрессивности, связи с движением и темпом музыка лучше, чем какое-либо другое искусство, позволяет подростку оформить и выразить свои эмоции, смутные переживания, которые невозможно предать словами, разве что в поэзии: ведь она тоже своего р ...

Проблема отцовства в современной тувинской семьи
Проблемы семьи, вопросы семейного воспитания, влияния семьи на развитие личности ребенка становятся все более актуальными. В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины и ребенка. Роль отца в развитии ребенка, его воспитании и социализации мало изучена, хотя эт ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru