Субъективные составляющие конфликтаСтраница 3
Б. Мотивы оппонента.
Оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть и т.д.) Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. «Да, – рассуждает участник конфликта, – оппонент в чем-то может быть и прав, но посмотрите, как он действует!». Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента.
в) Искажение восприятия действия, высказываний, поступков.
А. Собственная позиция.
Обычно фиксируется нормативная обоснованность своей позиции, ее целесообразность.
Целевая составляющая рассматривается в русле «Я прав, поэтому я должен победить!».
Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:
· я все делаю правильно;
· я вынужден так делать;
· по-другому в этой ситуации невозможно поступить;
· он сам виноват, что мне приходится так действовать;
· все так делают.
Б. Позиция оппонента.
Рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственно возможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является «он должен уступить, он должен проиграть».
Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:
· это подлые поступки, это удары ниже пояса;
· он делает только то, что мне во вред;
· он намеренно так поступает.
г) Искажение восприятия личностных качеств.
А. Восприятие самого себя.
Обычно выделяются положительные привлекательные черты. Они пропагандируются в среде окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания о любых сомнительны и невыгодных качества личности. Акцентирование только положительного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хорошие люди совершают хорошие поступки».
Б. Личность оппонента.
Происходит усиление и гиперболизация отрицательных качеств. Игнорируется положительное.
Интересна оценка устремлений противоборствующей стороны. Исследования показали, что только 12% участников конфликта высказали мнение, что противоположная сторона была готова к сотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству[8].
Таким образом, искажение восприятия личности оппонента проходит по формуле «образ врага» со всеми свойственными ему характеристиками, представляющими собой сочетание как истинных, так и иллюзорных качеств. Признаки того, что в сознании сформировался образ врага, признаки, которые должны насторожить и заставить усомниться в собственной объективности, таковы: недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. Последние три свойства особенно показательны.
Пытаясь определить собственную степень искажения ситуации или искажение ее оппонентом, можно опираться на детерминанты, порождающие и усиливающие степень искажения конфликтной ситуации:
· Состояние стресса обычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие.
· Высокий уровень негативных эмоций ведет к резкому искажению.
· Чем ниже уровень информированности участников друг о друге, тем больше человек достраивает ее, опираясь на созданный уже образ врага.
· Личности с низким когнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайний характер.
· Неумение предвидеть последствия приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов.
· Увеличение значимости мотивов и потребностей, затрагиваемых в конфликте, приводит к увеличению искажения.
· Доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды» предопределяет ошибочное восприятие конфликта.
· Негативная установка на оппонента, сформировавшаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению.
· Ограниченность во времени, ускоренное протекание конфликта искажает восприятие.
Оценка памяти младшего школьника
Мнемическая деятельность на протяжении школьного возраста становится все более произвольной и осмысленной. Показателем осмысленности запоминания является овладение учеником приемами и способами запоминания. Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы. Увеличивается объем памяти ...
Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с
синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов" а также родителей), работающих с гиперактивными детьми.
Программа может состоять из 12 - 16 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат.
При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл расс ...
Образование как развивающаяся система
Современные образовательные системы — это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориентацией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления.
Система образования может быть предст ...