Анализ и интерпретация результатов исследованияСтраница 2
На вопрос о том, что приносит вред здоровью человека, 50% учащихся первого класса ответили «не знаю», остальные 50% ответов учащихся не смогли отразить сущности данного понятия («…это то, что запрещает делать мама…», «…это то, что больно…», «…это то, что делают взрослые…»). И лишь ответы ребят 4 класса более полно и обоснованно отражают причины и источники вреда здоровью человека («…это курение, алкоголь, наркотики», «…это неправильное питание», «…нарушение режима дня», «…несоблюдение правил гигиены»).
Анализ результатов исследования ценностных ориентаций учащихся позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровье и здоровом образе жизни в младшем школьном возрасте.
Таблица 2.1
Таблица рангов ценностных ориентаций у учащихся (в процентном соотношении)
Ценности |
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
Хорошие друзья |
70 |
50 |
50 |
20 |
Красивая одежда |
50 |
40 |
40 |
10 |
Здоровье |
20 |
50 |
80 |
90 |
Компьютер |
70 |
50 |
40 |
10 |
Интересные игры |
50 |
50 |
30 |
10 |
Как показывает таблица 2.1 не у всех групп испытуемых здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций. Это дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Так, в первом классе только 20% учащихся , во втором – 50% учащихся говорят о том, что высшая ценность – это здоровье. И лишь уже в 3 (80 %) и в 4 (90 %) классах учащиеся уделяют большее внимание здоровью, как важной ценности в жизни.
Таким образом, можно говорить о том, что правильное образование и воспитание способно влиять на формирование представлений о значимости здоровья для человека.
При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный феномен.
Так, испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, общение с природой, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, отсутствие привычки к курению, закаливание, гигиена, деятельность на пользу обществу, режим дня. Распределение данных ответов у разных групп испытуемых представлено в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Составляющие здорового образа жизни (в процентном соотношении)
Составляющие ЗОЖ |
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
Занятия спортом |
20 |
30 |
60 |
70 |
Отсутствие привычки к наркотикам |
20 |
30 |
50 |
60 |
Общение с природой |
10 |
10 |
20 |
40 |
Отсутствие пристрастия к алкоголю |
30 |
30 |
50 |
80 |
Правильное питание |
20 |
30 |
50 |
90 |
Отсутствие привычки к курению |
30 |
60 |
70 |
90 |
Закаливание |
- |
- |
10 |
20 |
Гигиена рук и тела |
40 |
10 |
30 |
90 |
Режим дня |
10 |
20 |
40 |
90 |
Особенности эмоционального благополучия ребенка
Эмоция – это «сложный психологический механизм, прижизненно формирующийся в процессе деятельности ребенка и являющийся важным регулятором поведения и деятельности в соответствии потребностям и интересам детской личности» [25]. Воспитание эмоций сохраняет ведущее значение на протяжении всего детства.
Эмоции ребенка отличаются многообраз ...
Внимание, его виды и свойства
Внимание
— это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.
Виды внимания:
• Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивнос ...
Субъективные составляющие конфликта
Помимо объективных составляющих конфликта существуют также субъективные составляющие – устремления сторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации, т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и в соответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте. ...