Учебная деятельность младшего школьника
Страница 1

Сущность учебной деятельности состоит прежде всего в том, что она представляет собой процесс усвоения научных знаний, формирования навыков (приемов и операции) и умений (способов приобретения и использования знании).

Учебная деятельность, с одной стороны, должна быть построена с учетом познавательных сил и возможностей детей 6—7-летнего возраста, с другой — должна вооружить детей такими знаниями, умениями и навыками, которые постепенно повышали бы уровень их развития и делали их способными учиться дальше.

До поступления в школу ребенок имеет дело с отдельными вещами, их внешними свойствами и отношениями, а не с сущностью вещей, выраженной в понятии. Научные знания не совпадают с обыденными представлениями, и, как показывают исследования, житейские понятия часто мешают усвоить научные.

«Переход к систематическому обучению в школе, к усвоению научных знаний, — пишет Д. Б. Эльконин; — представляет собой подлинную революцию в представлениях ребенка об окружающих его предметах и явлениях действительности». Именно в первые месяцы и годы пребывания в школе у ребенка формируются умения н навыки. Все эти умения и навыки очень сложны по своей психологической природе. Каждое умение включает целый ряд других.

Для начального обучения долгое время была характерна особая забота о выработке всевозможных навыков у детей. Современные программы предусматривают вооружение учащихся и теоретическими сведениями. Это устраняет разрыв, который существовал между содержанием обучения в школе и обстановке дома и среди сверстников. Усвоение научных понятий приводит к изменению житейских представлений ребенка.

Для успешного выполнения деятельности необходимы не только знания, но и навыки, т.е. автоматизированные способы выполнения действий. Автоматизированность приемов работы обеспечивает сознательный процесс выполнения деятельности в целом.

Можно говорить об определенных уровнях овладения навыком. Сначала учащиеся знакомятся с приемами выполнения действия, осознают каждый его элемент, сознательно переходя от одного элемента к другому, медленно выполняют каждый элемент, могут допускать много лишних, ненужных операций или движении, их внимание очень напряжено, контроль за результатом ослаблен.

По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результат. Операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль. Выявление этих уровней является необходимым условием успешного руководства формированием навыков.

При отработке навыков учителю важно подметить, проявляется ли у учащихся перенос, т. е. положительное влияние ранее выработанных навыков на формирование новых, помогают ли старые навыки выработке новых и что делается на уроке для того, чтобы осуществлялся перенос: показывается ли во внешне различных задачах сходство в приемах исполнения.

Может наблюдаться и интерференция навыков, т. е. отрицательное влияние ранее выработанных навыков. Учителю, прежде всего, важно выявить эти случаи. Особенно ярко интерференция будет наблюдаться при переучивании—старый, неправильно выработанный навык долгое время продолжает мешать выработке нового, правильного. В целях предотвращения интерференции целесообразно предложить учащимся хорошо осмыслить, чем отличается новый навык от старого.

В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают умения. Под умением следует, понимать такое сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности. Следует различать специфические умения, проявляющиеся на уроках по различным предметам, и обобщенные умения, проявляющиеся при выполнении любой деятельности: умение планировать свою работу, всесторонне учитывать условия задачи, рассматривать явления с различных точек зрения, самоконтроль и многие другие.

Страницы: 1 2


Теоретические и методологические аспекты исследования зрительной образной памяти у старших дошкольников с нарушениями зрения. Зрительная образная память как вид памяти в работах зарубежных и отечест
Рассматривать зрительную образную память следует, прежде всего, как вид памяти. Поэтому считаем необходимым уделить внимание изначально характеристике памяти как психическому явлению. На протяжении столетий механизмы и функции памяти привлекали внимание философов, генетиков, медиков, кибернетиков и т.д. Память далеко не сразу была выд ...

Понятие личности несовершеннолетнего правонарушителя. Вопросы терминологии
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе (если оно включено в разработанную теорию и подкреплено исследованиями), заслуживает того, чтобы у ...

Функции и ценности образования в обществе
Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций: • Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей. • Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом. На практике эти функции ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru