Хронемика

Хронемика - это использование времени в невербальном ком­муникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприя­тие и использование времени является частью невербального об­щения и весьма существенно отличается в разных культурах [5, 237 с.].

Так, общие собрания в африканских деревнях начинаются только после того, когда соберутся все жители. Если в США вы опаздываете на важную встречу, то это оценивается как отсутствие интереса к делу и оскорбление для партнера, а в Латинской Америке опоздать на 45 минут - обычное дело. Поэтому встреча бизнесменов из США и Латинской Америки может закончиться неудачно из-за незнания особенностей использования времени в другой культуре [2, 179 с.].

Исследования хронемики различных культур позволяют выде­лить две основные модели использования времени:

монохронную

и полихронную.

При монохронной модели время представляется в виде

дороги

или длинной ленты, разделенной на сегменты.

Это разделение

времени на части приводит к

тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов.

В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу.

Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языках которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например, у североамериканских индейцев).

Если в монохромной культуре время постоянно отслеживает­ся, считается, что время - деньги, в полихронной культуре такой необходимости нет, о точном использовании времени даже не за­думываются. Примером полихронной культуры может служить русская, латиноамериканская, французская культуры, Монохронные культуры - немецкая, североамериканская.

Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких деревушках. Ритмы африканцев, являю­щиеся для них измерителями времени, принципиально отличают­ся от европейских ритмов [11, 167 с.].

Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: «через некоторое время», «позже», «во второй половине дня» и т.д. Формальное время, напротив, отсчитывает время очень точно: «к двум часам», «завтра в 15.30» и т.д. Одной из наиболее частых помех в межкультурной коммуникации является ситуация, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его оппонент, принадлежащий к другой культуре, - неформальным. Первый приходит на встречу к двум часам дня, а другой - при­мерно во второй половине дня, если приходит вообще.


Психоаналитическая теория личности З.Фрейда
Одной из ведущих идейных, теоретических и методологических основ западной психологии и социологии классического периода, и в особенности ее психологического направления, стал комплекс доктрин З.Фрейда, оказавших значительное воздействие на всю социальную мысль. Наиболее существенная часть психоаналитической социологии Фрейда - учение о ...

Изучение социальных представлений в психологии
В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и ...

Система черт характера
Характер человека достаточно многогранен. Это видно уже в процессе деятельности человека: один делает все быстро, другой медленно и основательно, тщательно обдумывает, действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему с наскока, осматривается и координирует с ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru