Изучение социальных представлений в психологии
Страница 1

В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и др.

Ключевым понятием концепции является понятие социального представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. Одним из устоявшихся определений понятия “социальное представление” является трактовка данного феномена как специфической формы познания, знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены. Согласно С. Московиси, социальные представления это обобщающий символ, система интерпретации, классификации явлений. Именно здравый смысл, обыденные знания, folk-science (популярная наука), по мнению С. Московиси, открывают доступ к фиксации социальных представлений. Он указывает на то, что социальные (обыденные) представления черпают свое содержание во многом из научных представлений, и этот процесс не связан обязательно с деформацией и искажением последних. С другой стороны, социальные представления оказывают существенное слияние и на научные представления, являясь своеобразным проблемным полем для научных изысканий.

В структуре социальных представлений принято выделять 3 важных измерения (структурных компонента): информация, поле представлений и установка.

Под информацией (определенным уровнем информированности) понимается сумма знаний об объекте исследования. С другой стороны, информация рассматривается как необходимое условие их формирования. Последователи концепции социальных представлений считают, что люди познают природу и социальные миры посредством сенсорного опыта. Важным положением в этом выводе является то, что все знания, убеждения и какие бы то ни было иные когнитивные конструкты имеют свои истоки только во взаимодействии людей и иным способом не образуются.

Поле представлений является оригинальной категорией данной концепции и определяется как более или менее выраженное богатство содержания. Это иерархизированное единство элементов, где имеются образные и смысловые свойства представлений. Содержание поля представлений является характерным для определенных социальных групп. С. Московиси считает, что социальные представления являются своеобразной визитной карточкой социальной группы.

Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления. Считается, что установка - первична, так как она может существовать при недостаточной информированности и нечеткости поля представлений.

Большое значение в концепции социальных представлений уделяется выделению социальных функций последних. Важнейшей из функций является то, что они служат инструментом познания. Согласно логике представителей данной теории, социальные представления сначала описывают, затем классифицируют и, наконец, объясняют объекты представлений. С другой стороны, подчеркивается, что социальные представления представляют собой не только сетку, с помощью которой люди перерабатывают ту или иную информацию, а являются фильтром, парциально и селективно трансформирующим информацию из внешнего мира. С. Московиси говорит о том, что именно социальные представления подчиняют психический аппарат внешним воздействиям, побуждают людей формировать привычки или, наоборот, не воспринимать события внешнего мира. Иначе говоря, человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а «сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений».

Второй важной функцией социальных представлений является функция опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения, семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие, распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных проявлениях. Так, Р. Харре, исследовав проявление эмоций в различных культурах, выявил, что появление тех или иных эмоций и их динамические параметры зависят от социальных представлений, существующих в тех или иных культурах. Иначе говоря, социальные представления трактуются как независимая переменная, детерминирующая все многообразие поведения человека.

Страницы: 1 2


Функции и ценности образования в обществе
Образование как социокультурный феномен выполняет в обществе два вида функций: • Функция воспроизводства — направлена на воспроиз­водство культуры, общественного опыта и способов дея­тельности в новых поколениях людей. • Функция развития — направлена на развитие, как личности человека, так и общества в целом. На практике эти функции ...

Понятие о способностях. Структура. Врожденное и приобретенное
Понятие способностей. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тог ...

Психологическая классификация профессий
«Профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [3]. Уточняя это объемное определение, Е.А.Климов характеризует професс ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru