Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста
Страница 2

А. Физические и психологические игры и тренинги:

- двигательные (спортивные, подвижные, моторные);

- экстатические, экспромтные;

Экстаз (греч. ekstasis – выход из спокойствия) – состояние восторга.

Экспромт (лат. expromtus – готовый, скорый) – произведение, выполненное без подготовки. www.cultnow.ru

- речь идет об играх-танцах, экстремальных забавах, а также детских интеллектуальных экстатических играх – гаданиях, «вызовах чертиков» т.п.);

- освобождающие игры – пантомимические, юмористические забавы, фокусы и трюки, игры случайного выигрыша);

- терапевтические.

Б. Интеллектуально-творческие игры:

- предметные забавы;

- сюжетно-интеллектуальные игры;

- дидактические;

- строительные, трудовые, технические;

- электронные, компьютерные, игры-автоматы;

- игровые методы обучения.

В. . Комплексные игры (коллективно-творческая деятельность, метод длительной игры).

Г. Социальные игры:

1) творческие сюжетно-ролевые (подражательные, игры-драматизации, игры-грезы);

2) наиболее распространенные сюжеты – созидательные (строительство, создание), поисковые (открытия), профессиональные, военные, связанные с искусством (киностудия, цирк, театр), этнические, сказочные, фантастические (по мотивам фильмов и книг);

3) деловые игры.

3. Классификация игр по социальной ориентации:

игры положительного и отрицательного статуса.

В нашем исследовании мы рассматриваем сюжетно-ролевую игру, появление которой связано с рядом условий:

1) наличием разнообразных впечатлений от окружающего;

2) накоплением предметных игровых действий;

3) наличием игрушек, частотой общения со взрослыми.

Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Основным содержанием их являются разнообразные действия с предметами. Форма игры остаётся индивидуальная, или как игра «рядом».

Значительный скачок в развитии игры обусловлен появлением роли. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребёнок, действуя определённым образом, ещё не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре он обозначает словом (мама, шофёр, врач), но только после того как им был совершен ряд соответствующих действий. И, наконец, уже в самом начале игры ребёнок выбирает роль, называет её и начинает действовать в соответствии с ней. По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми «рядом». Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместной игры. Коллективная игра в свою очередь создаёт возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры.

Результаты многочисленных исследований игр, проводимых под руководством А.Н. Леонтьева [42;43], Д.Б. Эльконина [82;83], а так же их последователей, дают основания для характеристики развития игры у детей разного возраста.

У детей в возрасте 2-3 лет игра возникает стихийно, под воздействием случайно попавшей на глаза игрушки или по подражанию другим детям. Её цель появляется не в начале игры, а в процессе. Основное содержание игры составляют действия с предметами. Овладев этими действиями, в конце третьего года жизни дети начинают отображать простейшие взаимоотношения между персонажами.

Сюжеты преимущественно бытовые, однообразные, немногочисленные, неустойчивые. К концу третьего года дети начинают объединять в игре два-три хорошо знакомых события, иногда включают в игру этюды из сказок.

В этот период некоторые дети пытаются обозначать роль словом. Дети часто разговаривают с игрушками, как с партнёрами по игре. Постепенно роль партнёров переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем и в небольших группах. Сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются, к четвёртому году появляются подлинно коллективные игры.

Дети воспринимают воображаемую ситуацию, активно заменяют хорошо освоенные действия словом («Куклы уже поели»). Им становится доступна условность игры («как будто»). Дети переходят к обобщающим действиям. Правила игры значения для ребёнка не имеют. Его привлекает само действие с предметами.

Страницы: 1 2 3 4


Поведенческая концепция личности
В соответствии с поведенческой концепцией поведение каждого человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации и т.д. В частности, Дж.Хоманс принимал за исходную единицу социоло­гического анализа “элементарное социальное поведение” (т.е. непо­средственные ко ...

Программа тренинга формирования коммуникативных умений и навыков
ЗАДАЧИ ТРЕНИНГА: - расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения; - отработка навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; - овладение навыками эффективного слушания; - активизация процесса самопознания и самоактуализации; - расширение диапазона творческих способностей; ...

Память и ее место в системе познавательных процессов
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранен ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru