Характеристика самосознания. Уровни, структура, компоненты самосознания
Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.
Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "Я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
Открытие "Я" происходит в возрасте 1 года.
К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
Соотношение "Я-реальное" и "Я-идеальное".
Оценка результатов своей деятельности.
Компоненты самосознания по В.С. Мерлину:
сознание своей тождественности;
сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала;
осознание своих психических свойств и качеств;
определенная система социально-нравственных самооценок.
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Функции самосознания
Самопознание – получение информации о себе.
Эмоционально-ценностное отношение к себе.
Саморегуляция поведения.
Значение самосознания
Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Характеристика выборки
Эксперимент по исследованию отношений родителей и ребенка проходил в школе-саду «Менахем». Испытуемые - дети дошкольного возраста (3-7 лет). В исследовании приняло участие 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек, 5 детей старшего дошкольного возраста и 5 детей младшего дошкольного возраста). ...
Образование как развивающаяся система
Современные образовательные системы — это системы открытые, непрерывно развивающиеся в соответствии с развитием общества и человека, с постоянной ориентацией на будущее. Они постоянно обновляются целями, содержанием, образовательными технологиями, организационными формами, механизмами управления.
Система образования может быть предст ...
Исследование содержательных аспектов женских и мужских представлений об
отцовстве. Программа исследования
На основе анализа научной литературы целью своего исследования мы определили изучение специфики содержательных аспектов представлений об идеальном отцовстве, в гендерном измерении.
Объектом нашего исследования является отцовство как социально – психологический феномен.
Предмет исследования: качественные характеристики представлений же ...