Другая психология » Предмет, задачи и особенности психологии как науки » Характеристика самосознания. Уровни, структура, компоненты самосознания

Характеристика самосознания. Уровни, структура, компоненты самосознания

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, переживаний, действий.

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание "Я" - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

Открытие "Я" происходит в возрасте 1 года.

К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Соотношение "Я-реальное" и "Я-идеальное".

Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания по В.С. Мерлину:

сознание своей тождественности;

сознание своего собственного "Я" как активного, деятельного начала;

осознание своих психических свойств и качеств;

определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

Самопознание – получение информации о себе.

Эмоционально-ценностное отношение к себе.

Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.

Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.

Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.


Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка
Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака. В рассматриваемом нами контексте мы должны определить виды воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Л.С. Выготский, являющийся выдающимся псих ...

Количество опрошенных учащихся
% соотношение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 + + + + + + + + 80 2 + + + + + + + + 80 3 + + + + + + + 70 4 + + + + + 50 5 + + + + + + + + ...

Метод психологического дебрифинга в комплексной системе социально-психологической реабилитации раненых.
Метод «дебрифинга критического инцидента» , разработанный американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году для работников «опасных профессий» (спасатели, полицейские, пожарные, военнослужащие во время боевых действий, и др.) Дебрифинг представляет собой психолого-педагогический групповой метод дискуссии под руководством подготовленного ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru