Виды нарушения внимания.
Страница 1

Отвлекаемость (отвлечение внимания) — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой, но возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью.

· Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным.

· Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

· неполная нагрузка;

· недостаточная сформированность волевых качеств;

· привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям);

· повышенная утомляемость;

· плохое самочувствие;

· наличие психотравмы;

· монотонная, неинтересная деятельность;

· неподходящий темп деятельность;

· наличие интенсивных посторонних раздражителей.

Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Термин "рассеянность" обозначает поверхностное, "скользящее" внимание. Рассеянность может проявляться:

· в неспособности к сосредоточению;

· в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.

Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты — очага возбуждения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость-внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает.

На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников — мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности — переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5—2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строить индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.

Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:

· общее ослабление нервной системы (неврастения);

· ухудшение состояния здоровья;

· физическое и умственное переутомление;

· наличие тяжелых переживаний, травм;

· эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);

· недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);

Страницы: 1 2 3


Типы материнской любви
К типу материнской любви относится, для матери у которой ребенок - моя радость, с акцентом на слове «мое». В основе позиции матери лежит представление о любви к ребенку как о выполнении всех его желаний и капризов. Ребенку служат всем, чем могут, только бы он любил свою мать. Вернее, даже не служат, а прислуживают. И, конечно, осыпают ...

Кризис семи лет как один из пунктов периодизации
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень - уже не дошкольник и еще не школьник. В последнее ...

Воображение и творчество
Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Важнейшим условием творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. Таким образом, не смотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое пре ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru