Введение
Страница 2

Однако рассмотрение проблем внимания следует, прежде всего, начинать с физиологических основ внимания. Особенно значительная роль в их исследовании русских физиологов И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского.

Согласно взглядам И. М. Сеченова, внимание человека имеет рефлекторный характер. По Сеченову, всякий рефлекс вызывается определённым воздействием внешнего мира и заканчивается закономерно связанным с этим воздействием мышечным движением. В связи с этим он считал, что "сосредоточенность начинается с приспособления рецепторов посредством мышечных движений, к лучшему восприятию" [6]. Таким образом, устойчивое, концентрированное внимание – это результат того, что ребёнок учится управлять своими движениями.

И. П. Павлов развил и экспериментально обосновал положение Сеченова "о рефлексах головного мозга".

И. П. Павлов установил, что открытый ранее физиологами закон индукции нервных процессов имеет отношение и к вниманию человека. В силу этого закона, считал Павлов, в коре полушарий головного мозга вокруг очага возбуждения образуются заторможенные участки. При этом "чем сильнее очаг возбуждения, тем глубже, сильнее торможение в других участках коры" [4].

Нужно отметить, что большое значение имеет установленный А. А. Ухтомским "принцип доминанты", для выяснения физиологических механизмов внимания. Этот принцип представляет собой "общий рабочий принцип нервных процессов" [7].

А. А. Ухтомский пишет: "Под именем "доминанты" понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров, чем бы он не был вызван, причём вновь приходящие в центры возбуждения служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в прочей центральной нервной системе широко развиты явления торможения. В высших этажах и коре "полушарий" принцип доминанты является физиологической основой внимания" [7].

Если говорить о школьной практике, то можно отметить следующее: если учитель утверждает, что ученик на уроке невнимателен, то это означает только то, что в этот момент его внимание направлено не на школьное задание, а на что-то постороннее.

Важно определить, какие именно коррекционно-педагогические приемы и средства будут способствовать успешному развитию свойств внимания детей с ЗПР в обучении.

Данные, полученные в нашем эксперименте, должны будут послужить источником информации о структуре исследуемых нарушений, и дать материал для выработки рекомендаций по их коррекции.

Целью нашего исследования явился подбор комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений для оптимизации процесса развития свойств внимания младших школьников с ЗПР (устойчивости, переключаемости, распределяемости, концентрации и объема).

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) Анализ литературы по данной теме.

2) Выдвижение гипотезы эксперимента.

3) Выбор методов исследования особенностей внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.

4) Изучение внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.

5) Подбор приемов и средств развития свойств внимания для данной группы ребят.

6) Составление программы работы по развитию внимания у младших школьников с ЗПР.

7) Анализ результатов исследования.

8) Формулировка выводов и разработка рекомендаций.

Объектом исследования были младшие школьники с ЗПР.

Предметом исследования явились – педагогические методики, технологии и программы, направленные на развитие свойств внимания детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование комплекса коррекционно-развивающих игр, упражнений в процессе обучения будет способствовать совершенствованию развития свойств внимания детей младшего школьного возраста с ЗПР.

Исследование проводилось на учащихся коррекционного 2 класса "В" Шушенской начальной общеобразовательной школы. Класс малокомплектный, состоит из 6 человек, в возрасте от 8 до 9 лет. Дети в классе воспитанники школы-интерната.

Списочный состав испытуемой группы:

1. Богданов Никита

2. Дегтярёв Витя

3. Зайцев Стёпа

4. Савин Миша

5. Скоробогатько Надя

6. Чирков Дима

Страницы: 1 2 


Психограмма
1) Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности – профессионально важные качества: - хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, настойчивость, творческий подход); - способность руководить; - коммуникативные способности (умени ...

Мария Монтессори (1870-1952)
Мария Монсессори - единственный pебенок Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи, pодилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле. Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые. О детстве Маpии известно н ...

Сексуальное возбуждение
Что может в сексе любая женщина и не может ни один мужчина? Уступить своему партнеру, не имея при этом сексуального желания. Иными словами, просто отдаться. Женщина может сымитировать сексуальное желание, но мужчина - нет. Потому что сексуальное желание автоматически ведет к сексуальному возбуждению (об исключениях, которые сексологи н ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru