Мотивационные процессы

Мотивация — это процесс актуализации потребностей индивида, что приводит к напряжению в психике и воз­никновению мотивов — внутренних побудителей к актив­ной деятельности или поведению.

Потребность

— это испытываемая человеком нужда в чем-то.

Потребности бывают:

потенциальные и актуализированные;

материальные и духовные;

биологические и социальные;

просоциальные и асоциальные;

индивидуальные, групповые и общественные;

здоровые и нездоровые;

ведущие и второстепенные;

устойчивые и неустойчивые;

реальные и иллюзорные.

Классификация потребностей по А.Х. Маслоу:

—потребности физиологические (органические) — голод, жажда, половое влечение и др.;

—потребности в безопасности ~ чувствовать себя за­щищенным, избавиться от страха, от агрессивности;

—потребности в принадлежности и любви — принадле­жать к общности, находиться рядом с людьми, быть при­нятыми ими;

—потребность уважения (почитания) — одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение ус­пехов;

—познавательные потребности — знать, уметь, пони­мать, исследовать;

—эстетические потребности — гармония, симметрия, порядок, красота;

—. потребность в самоактуализации — реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.

На основе этой классификации Маслоу создал свою ие­рархическую теорию мотивации, согласно которой инди­вид после удовлетворения потребностей низшего уровня стре­мится удовлетворить потребности более высокого уровня. Мотивы как внутренние побудители удовлетворения потребностей могут переживаться в виде самых различ­ных психических явлений (как осознанных, так и не­осознаваемых).» Это могут быть: желания, влечения, на­мерения, установки, интересы, стремления, убеждения, идеалы и другие.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилационные мотивы (от­ражающие потребность в общении), мотивы власти, аль­труистические мотивы (стремления к бескорыстной по­мощи) и другие.

Человек может одновременно находиться под воздейст­вием нескольких мотивов (полимотивированность), кото­рые могут вступать между собой в противоречие или борьбу (мотивационный конфликт). В его разрешении главную роль играет доминирующее мотивационное возбуждение нервной системы. Согласно принципу доминанты, сфор­мулированному А.А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует тот мотивационный процесс, в осно­ве которого лежит наиболее важная потребность.


Анальная фаза
За оральным периодом следует анальный (с 12-18 месяцев до 3 лет), во время которого ребенок впервые научается контролировать свои телесные функции. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности, чистоплотности. При созревании, в течение второго года, анальная эрогенность все ...

Особенности формирования интегральной индивидуальности в зависимости от специфики ценностных ориентаций в студенческом возрасте
Проблема изучения ценностных ориентаций личности также вызывает повышенный интерес у современных отечественных психологов. Этой проблеме посвящены труды В.Г. Алексеевой, Л.М. Архангельского, С.А. Белорусова, С.С. Бубнова, ТМ. Буякас, Е.А. Васиной, Н.А. Кириловой, Л. В. Крапивской, Н.М. Лебедевой, В.С. Мухиной и др. Кардинальные перемен ...

Психолого-педагогические рекомендации по созданию условий формирования духовно-нравственных основ оптимального мироощущения и социального самоопределения современных подростков
На основе анализа литературы по проблеме мироощущения и социального самоопределения подростков и по итогам проведения социально-психологического исследования были составлены рекомендации по возможной коррекции социализации личности подростков из различных социальных сред: 1. ориентация педагогического коллектива на формирование комплек ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru