Теоретическая часть. Теория привязанности
Страница 2

В оптимальных условиях фигура(ы) первичной привязанности (мать и отец) физически и психологически доступны и крайне чувствительны к нуждам ребенка. Основная функция фигуры первичной привязанности по Боулби не в удовлетворении потребности в любви, как в классическом психоанализе, и не в удовлетворении физических потребностей ребенка, как в бихевиоризме, а в обеспечении защиты и безопасности. Именно поэтому эффективная привязанность обеспечивает ребенку инициативу, развитие исследовательского поведения и стремления к познанию. На основе взаимодействия с близкими людьми ребенок формирует защитную базу, объясняющую мир как безопасный, и чувство идентичности с объектом первичной привязанности. Поведение людей, с которыми ребенок себя идентифицирует («фигуры первичной привязанности») в момент кризиса позволят ребенку понять границы собственных возможностей. [10]

Ребенок генетически может создать не более десятка привязанности, и среди них возникает иерархическая организация, когда отношения с мамой и папой становятся наиболее значимыми, а с бабушкой – менее (или наоборот, если воспитанием занимается бабушка). Привязанности изменяются во времени, поэтому сейчас существуют различные способы деления на стадии. Рассмотрим одну из классификаций стадий развертывания привязанности, которую предлагает Д. Штерн:

ü В первые два месяца, ребенок выделяет себя и фигуру первичной привязанности. На основе этих ощущений возникает чувство себя и своего тела,

ü Начиная со 2 до 9 месяца у него складывается чувство «внутреннего Я», которое формируется через восприятие Другого. Ребенок воспринимает себя следующим образом: «Я – тот, кого обнимают», «Я – тот, на кого редко смотрят»,

ü На третьем этапе (до полутора лет) возникает чувство своей субъективности, то есть отделенности себя от фигуры первичной привязанности.

ü Четвертый этап связан со становлением речи, на основе которой понимание себя и других резко ускоряется. Возникает чувство «Словесного Я» и словесных отношений с окружающими. [9]

Оказывается, что если ребенок ощущает безопасную привязанность от обоих родителей, то в подростковом возрасте окружающие будут оценивать его как социально компетентного. Если у девочки есть безопасная привязанность с отцом, то она менее агрессивна, чем ее менее счастливые сверстницы. Матери формируют с детьми более безопасные привязанности по сравнению с отцами. Восприятие собственного достоинства опосредуется привязанностью и социальной компетенцией.

К двум годам ребенок знает, что есть «свои» и «чужие» и внутреннее понимает, как плохо быть чужим и как приятно – своим.

Отличие теории привязанности от отечественных исследований состоит в том, что в российской традиции акцент делался на совместной деятельности ребенка и взрослого или на общении, понимаемом как деятельность. При этом взрослый понимался как фактор становления самосознания ребенка. Теория привязанности, авторы которой рассматривают ее как эволюционно-этологический подход, акцентируется на отношении ребенка и взрослого, которое существует в неразрывном единстве. Взрослый как бы интериоризуется (принимается внутрь) ребенком и начинает жить в нем.

Страницы: 1 2 3


Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении: 1. Изменение окружения: · изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности; · работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперакт ...

Сознание как высшая форма психического отражения
Вот уже более двух с половиной тысячелетий понятие сознания остается одним из основополагающих в философии. Но до сих пор мы относимся к феномену сознания, несмотря на определенные успехи в его исследовании, как к самой загадочной тайне человеческого существования. Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена прежде ...

Интерпретация результатов
По результатам исследования получается, что основная масса учащихся 2-го и 3-го класса имеет средний уровень развития словесно-логического мышления. Как видно из таблицы 3, показатели успешности выполнения заданий теста учащихся 2-го и 3-го класса незначительно отличаются. Таблица 3. Общие показатели результатов выполнения заданий по ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru