Психологический эксперимент как специфический метод исследования. Понятие экспериментальной психологии, основные подходы к определению
Исторически первым сложилось понимание экспериментальной психологии как система эмпирических методов и получаемых с помощью этих методов психологических знаний.
Во 2 пол. 20 века в связи с развитием и дифференциации психологического знания предметом экспериментальной психологии становится природа психологического эксперимента, его структура и закономерности проведения. Результаты психологического эксперимента выходят за рамки экспериментальной психологии и становятся содержанием других отраслей. Современная экспериментальная психология отличается все более детальной разработкой различных аспектов и компонентов психологического эксперимента, его видов и форм поведения, взаимодействия экспериментатора и испытуемого, планирование эксперимента, контроль экспериментальных переменных, интерпретация результатов и т.д.
1. Использование эксперимента в основных отраслях психологии
В соответствии со спецификой различных отраслей психологии возникают различные виды психологического эксперимента, различные его проведения и интерпретация его результата.
В рамках общей психологии – лабораторный эксперимент (изоляция испытуемых от внешних полей и использование технических средств).
По мере развития возрастной и педагогической психологии – эксперимент становится все более длительным этапом формирования личности. Появились методы поперечных и продольных срезов.
Метод продольных срезов исследует формирование свойств личности на протяжении длительного времени (иногда многих лет) – лонгитюдный метод. Для изучения различных факторов формирования личности в педагогической психологии был разработан метод формирующего эксперимента (для изучения различных факторов формирования личности в педагогической психологии), при котором в результате экспериментального воздействия формируются те или иные структуры личности. Метод констатирующего эксперимента – целью являются определения начального и конечного уровня формируемых свойств.
Развитие социальной психологии, психологии труда и др. отраслей психологии привело к необходимости проводить психологические эксперименты в ролевых условиях (в реальных коллективах, в местах работы испытуемых, в местах протекания соц.явлений и т.д.). такой вид эксперимента был назван естественным. В естественном эксперименте во многих случаях можно пренебречь источников экспериментального воздействия (организовано ли оно экспериментатором или возникло естественным путем). С этой точки зрения не возможно четко разграничить метод активного наблюдения и метод естественного эксперимента.
Наряду с различными видами экспериментов в современной психологии используется все более широкий круг диагностических методик и процедур. Современное состояние экспериментальной психологии определяется развитием в ней идей и методологических подходов позитивизма (А.Конт, Гельмгольц). (2)
Агрессивное поведение у подростков. Специфика агрессии в подростковом
возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увели ...
Профессиограмма государственного служащего
Рассмотрим создание профессиограммы на примере профессии государственный служащий (государственная гражданская служба). Из всего многообразия методов профессиографии нами выбраны методы: социологические - опрос, включенное наблюдение, психологические – беседа, наблюдение. ...
Задачи и средства коррекции детской гиперактивности
· Нормализация обстановки в семье ребенка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.
· Достичь у ребенка послушания, привить ему аккуратность, навыки самоорганизации, способность апанировать и доводить до конца начатые дела. Развить у него чувство ответств ...
