Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Специфика личностного развития современных мужчин

Специфика личностного развития современных мужчин
Страница 1

В рамках феминистского и гендерного анализов проблемы родительства было убедительно показано, что родительство обусловлено не столько биологическими, сколько социокультурными факторами. Так, в подавляющем большинстве традиционных и современных обществ, именно за женщиной в силу ее репродуктивных способностей закрепляется роль воспитательницы подрастающего поколения, тогда как роль мужчины сводится к экономическому обеспечению семьи. А поскольку при наличии подобной дифференциации родительских ролей уход и заботу о детях осуществляет мать, это способствует воспроизводству определенных гендерных отношений. Так, по мнению Н. Чадороу, отношение матери к своему ребенку зависит от пола последнего. Девочку она рассматривает как продолжение себя, а сына – как другого. В результате девочка, идентифицируясь с матерью, как бы присваивает этику заботы и ухода за детьми, тогда как мальчику предстоит дифференцироваться от матерей, противопоставить себя ей и развить «другую» идентичность.

В современной литературе гендерная идентичность понимается как базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека (индивида) с точки зрения его принадлежности к мужской или женской группе, при этом наиболее значимо, как сам человек себя категоризирует. Отсюда мужская идентичность – категоризация себя как представителя мужской социальной группы и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, диспозиций, самопрезентаций. (Уэст, Зиммерман).

Традиционно считается, что в процессе социализации мальчик находится в более сложном положении, чем девочка, поскольку его воспитатели – женщины; кроме того. «мужской» ролевой набор более ограничен и жесток, а традиционное воспитание не поддерживает проявление «мужского» поведения (независимого, инициативного, активного) (Клецина, Алешина). Дальнейшая социализация мальчиков связана с социальными барьерами на пути развития маскулинности, провоцирующими эмоционально-когнитивный диссонанс, следствием которого является «полоролевая растерянность» либо утрированно-маскулинные полоролевые ориентации (Каган).

В последние годы многие авторы, в том числе и Т.А. Гурко, указывают на повсеместный процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей. В своей работе мы рассмотрим представления о мужских ролях на основе понятия маскулинности.

Как отмечают некоторые исследователи, начиная с 1970-х годов традиционный мужской стиль жизни не соответствует современным социальным условиям. При этом одни авторы утверждают, что мужчины как социальная группа отстают от требований времени, представления о том, каким может и должен быть мужчина, и они должны смотреть и двигаться вперед (Кон И.С., 2002). Другие авторы видят в социальных процессах угрозу «естественным» устоям цивилизации и призывают мужчин как традиционных защитников вернуть общество назад, в спокойное прошлое.

Нам более близка первая точка зрения. В любом обществе не должно быть застоя, оно должно развиваться и если кто-то не будет двигаться вперед, он не даст обществу нормально развиваться, поэтому мужчины, как и все другие, не должны отставать от своего общества.

Такие авторы как Уоррен Фаррелл, Роберт Брэннон доказывали, что для устранения мужских трудностей, необходимо прежде всего изменить социализацию мальчиков, например, позволить им плакать. Сейчас в обществе бытует мнение, что молодые мужчины не имеют проблем. На самом деле это не так, просто они стесняются признаться в этом (Здравомыслова Е.,2002). Поэт Роберт Блай говорит о главной задаче современности – направить мужчин на путь духовного поиска, чтобы помочь им восстановить утерянные ими базовые мужские ценности. Проблемой современных мужчин является эмоциональная бедность и ущербность взаимоотношений, как с близкими, так и на работе.

Страницы: 1 2 3


Педагогическая система М.Монтессори в России
Уже к 1909 г. стало ясно, что задуманный и осуществленный Монтессори социально педагогический эксперимент оказался успешным. С этого времени ее яркая звезда утвердилась на педагогическом небосклоне. Постепенно слава педагога-гуманиста преодолевает границы Италии, и одна за другой в Рим, в "Дом ребенка", из Испании и Голландии ...

Сущность профессиографии
Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие «профессиог ...

Основные теоретические классификации видов памяти
Разные авторы представляют разнообразные классификации видов памяти по следующим основаниям: 1) по времени закрепления и сохранения материала Р. Аткинсон, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Р. Шифрин выделяют: мгновенную (иконическая); кратковременную; оперативную; долговременную; генетическую (наследственная, видовая). 2) по ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru