Другая психология » Гендерная специфика представлений об отцовстве » Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство и отцовство как социальные институты

Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Родительство и отцовство как социальные институты
Страница 3

Прямо противоположное наблюдается у народов Южной Африки и нашего Кавказа, где общение отца с ребёнком на протяжении нескольких первых лет жизни находится под строгим запретом. Если мужчина проявит хоть какую-нибудь ласку по отношению к ребёнку, он будет считаться опозоренным на всю жизнь. У народа Тонга нарушение этого запрета, по их представлениям, будет сопровождаться болезнью и смертью. Лишь после 7 лет отец с сыном могут поговорить друг с другом, но их отношения обычно натянутые и лишены каких-либо эмоций. Отец является строгим начальником, а сын должен подчиняться ему. Напротив, у кочевых племён Северной Аравии сын привязан к отцу, хотя их отношения также строятся по принципу подчинения. У племени Квома (Новая Гвинея), как и у Манус ребёнка отнимают у матери, но это происходит значительно позже (в 3 года), что ведёт к враждебным отношениям между сыном и отцом, которые могут смягчиться лишь только после обряда инициации. У южноафриканских бушменов уход за детьми полностью возложен на женщину, но с отцом сохраняются тёплые, дружеские отношения. Отец играет с ребёнком почти с самого его рождения. Постепенно отец обучает его охоте и правилам поведения. А вот отношения с дочерью становятся с каждым годом прохладнее. В целом, время общения с ребёнком составляет 20-30% от свободного (Кочубей Б.И.,1990).

Помимо отца в некоторых культурах воспитанием детей может заниматься другой мужчина, чаще всего брат матери, который выполняет функции нежного и заботливого отца. Это связано с тем, что «биологический» отец занят другими делами, либо отстранён от ребёнка религиозным запретом или выступает в роли грозного властителя. Например, на Тробриановых островах в Тихом океане, дядя выполняет практически все функции отца и слово «отец» звучит как «муж моей матери».

Разнообразие отношений мужчина-ребёнок встречается даже в полиандрических культурах, где одна женщина может быть женой многих мужчин. В одной из культур на Маркизских островах в Тихом океане главой семьи является старший сын женщины. А вот у народности Южной Индии существует понятие «социального отца», который помогает в воспитании ребёнка и выбирается из числа мужей по жребию.

В целом, как свидетельствуют данные анализа американских этнопсихологов М.Вест и М.Каннер по 80 обществам примитивного типа из Африки, Азии, Южной Америки, Австралии и Океании, в половине случаев отец регулярно играет с ребёнком уже в возрасте до 2 лет; в 60 обществах отец постоянно общается с ребёнком 2-5 лет. ( Кочубей Б.И., 1990).

Иными словами, можно сказать, что постоянные контакты отцов с детьми среди примитивных народов скорее правило, чем исключение.

Кроме того, взаимоотношения отца и ребенка отличаются по тому, в каких племенах они проживают. Так, Вест и Каннер выделяют 3 типа обществ, которые заметно различаются по тому, какое место занимает отец в семье и как участвует в воспитании детей. (Кочубей Б.И., 1990).

1. Культуры, где основным занятием является собирательство или садоводство. Браки здесь моногамные и разделение труда между мужчиной и женщиной невелико: женщина участвует в добывании пищи, а мужчина большую часть времени уделяет домашнему труду. Такие народы не отличаются воинственностью и агрессивностью, поэтому отцы здесь очень близки к детям, играют с ними и даже балуют.

2. Культуры, основной производственной деятельностью которых, является охота и земледелие. Семьи здесь полигамные, что становится дополнительным фактором, отделяющим ребёнка от отца; разделение труда менее строгое и женщины также работают в поле. Мужчины в таких обществах мужественны и агрессивны и часто участвуют в различных войнах и насилии, поэтому их контакты с детьми сведены к минимуму и дети растут под влиянием матери.

3. Высокоразвитые земледельческие культуры, где семьи чаще всего моногамные. Более совершенное политическое устройство уменьшает значение войн и насилия. Отец хоть и играет с ребёнком, но в повседневном уходе за ним не участвует, поэтому ребёнок значительно больше привязан к матери.

Что касается индустриальных стран с традиционной культурой, то в каждой из них отношения ребёнка и отца строятся по- разному.

Страницы: 1 2 3 4


Факторы и типы детско-родительских отношений
Наблюдения и данные, полученные в ходе экспериментальных исследований, показали, что характер детско-родительских отношений зависит от следующих воздействующих факторов: - от особенностей личности родителя (экстравертивные – интровертивные, уверенные – неуверенные, тревожные и др.), его поведения (эмоциональное включение или отвержение ...

Особенности образа профессиональной деятельности личности
Образ профессиональной деятельности включает два аспекта. Во-первых, аспект, связанный с понятием собственно образа. А во-вторых, аспект, связанный с профессиональной деятельностью, профессионализацией личности. Понятие образа профессиональной деятельности неразрывно связано с личностью, которая является его носителем. Важнейшей харак ...

Система работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Особенности обучения детей с ограниченными зрительными возможностями (острота зрения от 0,01 до 0,3) - педагогическая коррекция нарушения зрительных функций должна предусматривать создание специальных условий для зрительного восприятия: -освещённость рабочей зоны в 500-1000 лк, -соответствие мебели росту ребёнка, - правильное использ ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru