Введение
Страница 1

Ученые, исследующие проблемы воспитания детей в семье, уделяют огромное внимание отношениям ребенка и матери, забывая о существовании отца. Выходят книги о семейном воспитании, в которых отец вообще не упоминается. Это происходит из-за того, что в совершенно разных обществах распространена установка: мужчина не предназначен, не приспособлен для воспитания ребенка (Кочубей Б.И., 1990). Хотя уже в 1953 году вышла книга американских педагогов Инглиша и Фостера «Отцы это тоже родители», а также выходили периодические публикации, например, «Отец - забытый родитель».

Рост интереса к проблеме отцовства начался в начале 80-х годов и был связан с переоценкой роли женщины в семье и, в частности, демографическими изменениями в американской семье. Данной проблемой занимались такие ученые и исследователи как Б.И. Кочубей, И.С. Кон, Г. Крайг Т.А. Гурко, З.Х. Саралиева, И.Г. Остроух, м. Вест и М. Каннер, Н Чадороу, Ю.Е. Алешина, Г.Г. Филиппова, Е. Здравомыслова, М.Г. Воронцова, Л.М. Прокофьева и М.Ф. Валетас и др. Интерес к отцовству формировался, когда отец выполнял роль единственного кормильца в семье. Сейчас этот интерес уменьшился, ведь уровень разводов достиг 50%, а 1/3 всех детей рождаются в неполных семьях.

Исторические и социологические исследования отцовства показали, что оно представляет собой социальное явление. «Для каждого поколения существует свой идеал отца, который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «культурой» отцовства и «поведением» отцов в семьях» (Саралиева З.Х., 2002).

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» - один из самых распространенных стереотипов общественного сознания. Всюду ученые и публицисты констатируют о роли безотцовщины, незначительности и бедности отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими, о педагогической некомпетентности, неумелости отцов, о незаинтересованности и неспособности отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми. Однако интерпретируют эти факты разные ученые по-разному. Одни полагают, что происходит быстрое, неуклонное и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Другие склонны думать, что так было всегда, что отцы никогда не играли важной роли в воспитании детей и сегодняшние тревоги отражают только сдвиги в стереотипах массового сознания.

Из всего выше перечисленного безусловной и грустной реальностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей (Кон И.С., 2003). В большинстве индустриально-развитых стран неуклонно растет удельный вес детей, воспитывающихся без отцов. Однако растет и число одиноких отцов.

Верно, что в целом отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но так было не всегда, мужчины почти никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их, особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, где мужчины берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими.

Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, пример для подражания, наставник. В современной городской семье мальчики уже не видят как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрен пьедестал. (Кон И.С., 2003).

Страницы: 1 2 3


Личностные особенности клиента
В анализе покупательского поведения может пригодиться знание отличительных свойств личности – тип личности. Ведь каждый человек обладает только ему присущим характером, т.е. определенными психологическими качествами, которые он проявляет в окружающей обстановке. Так, люди классифицируются по типам характера на холериков, сангвиников, фл ...

Деятельность. Способы ее осуществления.
Категория «деятельность» наряду с другими основополагаю­щими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т. д., имеет статус общенаучных поня­тий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность — предмет изучения многих наук: философии, социологии, физио­логии, инженерных дисциплин, психологии. Деятельно ...

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Понятие задержки психического развития
Задержка психического развития (ЗПР), вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития («задержка темпа психического развития»), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Процесс ра ...

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru