Роль депривации в развитии девиантного поведения
Страница 4

Многие похожие черты можно заметить у воспитанников школы-интерната. Но пожалуй, более показателен характер их социальных контактов после окончания учебы в интернате, когда они вошли в нормальную взрослую жизнь. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении различных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или избранницы, они часто терпят неудачи на этом пути. В результате все приходит к тому, что создаются семейные или сексуальные связи с бывшими однокашниками, с членами той самой группы, с которой они терпели социальную изоляцию. Ко всем другим они испытывают недоверие, чувство незащищенности.

Забор детского дома или интерната стал для этих людей забором, отгородившим их от социума. Он не исчезал, даже если ребенок убегал, и он остался, когда за него вышли, вступив во взрослую жизнь. Потому что этот забор создавал чувство изгоя, делил мир на «Мы» и «Они». [22]

После пояснения понятий "девиантное поведение" и "депривация" необходимо пояснить взаимосвязь этих понятий и влияние эмоциональной депривации на формирование девиантного поведения.

Девиантному поведению детей и подростков посвящено значительное количество работ. Подростковый возраст является периодом наиболее интенсивного развития личности, что обусловливает особую социальную и морально-этическую значимость различных девиаций и психических нарушений в этом возрасте. Основные проявления социальных девиаций: пьянство, преступность, суицид, наркотизм, проституция, социальным паразитизм и др.

К появлению девиантного поведения детей приводит переплетение множества факторов, например: наследственные, конституциональные; личностные; психические нарушения у конкретного индивида; особенности ситуации, способствующей совершению определенных действий; специфичность структуры подростковой группы, в которой происходит большинство правонарушений. В возрасте 12-18 лет важное место занимает интерес к тому, что люди думают сами о себе. Возникающий в этот период психосоциальный параметр между положительным плюсом идентификации "Я" и отрицательным плюсом путаницы ролей. Перед подростком встаёт задача объединить все, что он знает о себе, как о школьнике, сыне, друге и т.д. Если он успешно справляется с этим, то у него появляется ощущение того, кто он есть и куда он идёт. Влияние родителей оказывается более косвенным. Если из-за неудачного детства подросток не может положительно определить своё "Я" он начинает проявлять симптомы путаницы ролей. У него нет уверенности в том, к какой среде он принадлежит, не может решить каким он обладает характером. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. В некоторых случаях молодёжь стремится к "негативной идентификации", т.е. отождествляет своё "Я" с образом, противоположным тому который хотели бы видеть родители и друзья.

Наиболее поверхностными трактовками этой проблемы можно выделить работы, в которых предлагается типологизировать человеческий вид как многомерную систему. Такой подход, осуществленный на значительной экспериментальной выборке детей, позволил авторам сделать вывод о большей доле мезоморфного типа среди делинквентных подростков: структура подростковой группы с особыми, не получающими признания в формализованных коллективах критериями для оценки личности, праздным времяпрепровождением, редкостью конфликтов; криминогенное воздействие, исходящее из семьи, учебного заведения, неформальной среды, - другие детерминанты девиантного поведения. [27]

Личные черты характера, развитие индивида с раннего возраста также во многом предопределяют особенности отклоняющегося поведения. Подростки с аномальным характером (психопатия в отечественной психиатрии), по данным ряда авторов, составляют среди подростков-правонарушителей до 20 %.

В отношении причин формирования патологического характера общего мнения не достигнуто. Часто их связывают с задержанным, искаженным и поврежденным развитием мозга.

Страницы: 1 2 3 4 5


Опросник диагностики мотивации достижения Мехрабиана
Рубрикатор 1. «Измерение мотивации достижения», (ТМД). 2. А. Мехрабиан, М.Ш. Магомед-Эминов. 3. Д.Я. Райгородский Практическая психология: методики и тесты. 4. Студенты. 5. Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух об ...

Нарушение коммуникации в семье. Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье.
Поскольку семейная коммуникация чрезвычайно сложна, то и причины ее нарушений могут быть столь же сложны и многообразны. Немалую роль играет осознанность процесса, наличие коммуникационного внимания, умения выразить свои чувства в адекватной форме. В то же время при исследовании семей, оказывающих психотравмирующее воздействие на личнос ...

Анализ обращений, связанных с семейными проблемами (насилие в семье).
Обращения по поводу семейных отношений в среднем составляют 3,8%. Это темы, связанные с изменой, разводом, конфликтными отношениями, сексуальной и/или психологической совместимостью. Отдельно хотелось бы остановиться на теме насилия в семье. О семейном насилии заявляется редко и часто не напрямую (“Муж иногда руки распускает”). Между т ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru