Роль депривации в развитии девиантного поведения
Страница 1

Одним из важных факторов формирования девиантного поведения, является эмоциональная депривация со стороны родителей и социальная депривация со стороны общества. Поясним понятие депривации в общем и в данном контексте.

Депривация - состояние, при котором люди испытывают недостаточное удовлетворение своих потребностей. Для полноценного развития ребёнка необходимы следующие условия:

1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию;

2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне, вызывает когнитивную депривацию;

3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью),

обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведёт к эмоциональной депривации;

4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию. Распространённое ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в настоящее время подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий депривации прежде всего необходимы устранение и компенсация вызвавших её условий.[32]

В социологии используются понятия абсолютной и относительной депривации. Абсолютная депривация - невозможность для индивида или социальной группы удовлетворять свои базовые потребности из-за отсутствия доступа к основным материальным благам и социальным ресурсам: продуктам питания, жилищу, медицине, образованию и т. д.

Относительная депривация представляет собой субъективно воспринимаемое и болезненно переживаемое несовпадение "ценностных ожиданий" (блага и условия жизни, которые, как полагают люди, они заслуживают по справедливости) и "ценностных возможностей" (блага и условия жизни, которые люди, как опять же им представляется, могут получить в реальности). [29]

Существуют эмоциональная, сенсорная, экономическая и социальная депривация. Наибольший интерес для нас, в рамках данной работы представляет социальная депривация. Она объясняется склонностью общества оценивать качества и способности некоторых индивидов и групп выше, чем других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни. Основания для такой неравной оценки могут быть самые разнообразные.В современном обществе молодых ценят выше, чем пожилых, мужчин-работников—выше, чем их коллег-женщин, талантливым людям предоставляют привилегии, недоступные для посредственных. Социальная депривация обычно дополняет экономическую: чем меньше человек имеет в материальном плане, тем ниже его социальный статус, и наоборот. В целом образованный человек стоит «выше» на социальной и экономической шкале, чем необразованный.

Но так же важно рассмотреть и аспекты эмоциональной депривации:

Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Страницы: 1 2 3 4 5


Опросник аффилиации
Под аффилиацией понимается потребность человека в установлении, сохранении и упрочении добрых отношений с людьми. Индивид, обладающий этой потребностью, не только постоянно стремится к людям и испытывает удовлетворение от эмоционально положительного общения с ними, но в человеческих отношениях видит один из главных смыслов жизни. Иногда ...

Выводы
По результатам проведенной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы: - основной целью опытно-экспериментальной работы была проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с детьми, имеющими проблемы в развитии произвольного внимания. ...

Посттравматические стрессовые расстройства, пути и средства купирования
Проблема психологических травм и их последствий является особо актуальной для практической деятельности войск, в особенности в связи с усилением стрессогенности общих условий жизнедеятельности в современных условиях. Очень долго в нашей психологии из-за недостатка информации о трагических событиях и наличии социального заказа на психоло ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru