Краткий обзор методов и методик, используемых в диагностике младших школьников. Диагностика психологической готовности к школьному обучению
Нет, и не может быть единого теста для определения готовности ребенка к школьному обучению. Готовность к школе это многокомпонентное образование, которое включает в себя уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовность к произвольной регуляции познавательной деятельности, к социальной позиции школьника.
Для реализации первоначальной диагностики можно использовать ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. У этого теста ряд достоинств:
-не требует много времени
-может использоваться как для индивидуальных, так и для групповых обследований
-имеет нормативы, разработанные на большой выборке
-не требует специальных средств и условий для проведения.
Тест состоит из трех заданий:
1-рисование мужской фигуры по памяти
2-срисовывание письменных букв
3-срисовывание группы точек
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1-высший балл, 5-низший). Развитие детей набравших 3-6 баллов оценивается как выше среднего
7-11 – среднее, 12-15 – ниже нормы. Детей, набравших 12-15 баллов необходимо дополнительно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые. Тест направлен на определение развитие тонкой моторики, интеллектуального развития (в общих чертах), умение подражать образцу, работать некоторое время над не очень привлекательным заданием. Четвертая страница бланка ответов предназначена для протокола вербального субтеста.
Количественные результаты распределяются по пяти группам:
1 группа – 24 и более баллов
2 группа – от 14 до 23 баллов
3 группа – от 0 до 13 баллов
4 группа – от минус 1 до минус 10
5 группа – мене минус 11.
По классификации положительными считаются первые три группы.
Сложившийся характер
личности. Основные характерные черты личности
Человеческая личность, характер – явления не только очень сложные, но и исключительно подвижные, динамичные. Характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Порой, даже очень смелые люди могут испытать чувство страха, но их не назовешь трусами. Зная характер человека, то есть его важные и ус ...
Невербальная коммуникация
Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [3, 59 с.]. Речевое общение, как правило, сопровождается несловесными действиями, помогающими понять и осмыслить речевой текст.
Эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, ...
Память и ее место в системе познавательных процессов
Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранен ...
