Заключение
Страница 1

Теоретический анализ литературы, посвященной проблемам формирования самооценки у подростков из неблагополучных семей, показал следующее. Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка и является значимым фактором формирования его личности. Усвоенная модель семейного воспитания переносится переноситься из поколения в поколение.

Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Агрессивность, лень, девиантное поведение, запаздывание социальной зрелости, неуверенность, низкая самооценка, неспособность устанавливать прочные эмоциональные контакты и т.д. - все это как черты личности ребенка формируется вследствие деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей.

Некоторые авторы отмечают, что подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости, т.е. развитию автономии и индивидуации. Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути подростка и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Самооценка подростка формируется в процессе его равнения на те моральные ценности и требования, которые приняты в кругу сверстников. Устойчивость самооценки достигается поиском одобрения себя и своего поведения со стороны окружающих людей.

Эмпирическое исследование показало, что подростки из неблагополучных семей, отличаются более низким уровнем самооценки.

По методике Дембо-Рубинштейн 60% подростков из неблагополучных семей имеют низкую самооценку. По методике Кейрси все подростки из неблагополучных семей имеют заниженную самооценку.

Подростки с заниженной самооценкой выбирают задачи более легкие, чем они способны решить. Они не уверены в себе и поэтому, слишком скромны и застенчивы в тех ситуациях, в которых они реально могли вести себя более активно. Характеризуется робостью, молчаливостью, все время оправдываются, извиняются или становятся слишком "хорошими". У таких подростков слабая речь, часто подавленное настроение, они склонны к самообвинению. Часто употребляют слова: "не могу", "не знаю".

Итак, семейное неблагополучие отрицательно влияет на формирование самооценки подростков, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Цель работы достигнута. Задачи, стоящие в начале исследования, выполнены.

Приложение 1

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

1. здоровье;

2. ум, способности;

3. характер;

4. авторитет у сверстников;

5. умение многое делать своими руками, умелые руки;

6. внешность;

7. уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя”.

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10—12 мин.

Обработка и интерпретация результатов

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54мм = 54 баллам).

Страницы: 1 2 3 4


Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте
Основной особенностью развития младших школьников является слабость произвольного внимания. Возможности произвольного внимания в этом возрасте еще ограничены. Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников без всяких усилий с их сторо ...

Диагностика типа акцентуации характера
Реакция эмансипации выражена в самооценке (Е=4), поэтому сенситивный и психастенический типы не диагностируются. Из оставшихся акцентуаций наибольшее число баллов сверх минимально диагностируемого числа у лабильного. Диагностирован лабильный тип акцентуации личности. Лабильный тип (Л). Главная черта этого типа — крайняя изменчивость на ...

Реформа белорусской общеобразовательной школы
Реформа общеобразовательной школы обусловлена, преж­де всего, трансформацией социально-экономической струк­туры общества, поворотом к рыночной экономике, изме­нениями в политической сфере белорусского общества. Основная цель этой реформы состоит в переводе обще­образовательной школы на качественно новый уровень, в личностно-гуманистиче ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru