Обсуждение
Страница 2

. Идя на поводу у подсознания, поддаваясь, по выражению Джона Барга, "невыносимому автоматизму бытия", человек превращается в "социального робота".

Звучит пугающе, но не будем забывать о том хорошем, что делает для нас бессознательное: как умный и расторопный слуга, оно работает на своего хозяина - быстро и без усилий "распознает" людей, объекты и события, основываясь на прошлом опыте, упорядочивает впечатления и согласует с ними наши дальнейшие поступки. турбо суслик бесплатно fb2

И все же - неужели мы всего лишь рабы своего бессознательного? А как же наша воля, цели, которые мы перед собой вполне осознанно ставим?

Оказывается, и здесь все не так просто. "Раньше считалось, что люди всегда сознательно преследуют те или иные цели. Теперь приходится пересматривать эту точку зрения", - говорит социопсихолог Петер Гольвицер. Вместе с Джоном Баргом он занимается исследованием мотивации человеческой деятельности. Вывод Гольвицера: эту сторону нашей жизни нельзя сводить к работе отвлеченного, холодного рассудка. Цели, которые мы ставим перед собой, тоже имеют отношение к сфере бессознательного.

Опираясь на результаты исследований, Гольвицер и Барг создали "теорию автоматизации", которую поддерживают сегодня многие психологи. Суть ее сводится к следующему: однажды сознательно выбрав себе цель, в дальнейшем мы стремимся к ней уже бессознательно. По сути, с целями в этом случае происходит то же, что и с навыками, которые по мере тренировки и совершенствования становятся автоматизмами - будь то вождение автомобиля, игра в теннис или владение иностранным языком.

Такая автоматизация весьма удобна: движение к цели обходится без участия нашего "Я", а значит, почти не требует физических и эмоциональных затрат. Как говорится, солдат спит - служба идет.

Но это не означает, что наше поведение определяется, как у собаки Павлова, рефлекторными реакциями на внешние стимулы. Если речь идет об актуальных в данный момент для нас интересах, сознание выходит на первый план. Затем оно снова отступает, продолжая функционировать в "фоновом режиме". "Наши эксперименты показали, - говорит Гольвицер, - бессознательное - это не злобное и глупое чудовище, а наш умный помощник".

Еще в 1911 году английский математик и философ Альфред Норт Уайтхед писал: "Цивилизация идет вперед по пути увеличения числа операций, которые мы можем выполнять, не думая". Сегодня никто уже не спорит, что способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения - все это почти целиком находится на территории бессознательного.

Согласно современным представлениям, бессознательное - это сложный комплекс генетических предрасположенностей, врожденных и приобретенных автоматизмов, а также собственно фрейдовского бессознательного "Оно" - результата действия механизмов вытеснения. Эта глубинная сфера психики определяет очень многое в нашей жизни, включая предрасположенность к болезням (или к здоровью), к переживанию состояний счастья или страдания.

Чрезвычайно важное значение для формирования сферы бессознательного имеет раннее детство и даже то, что происходило с человеком в утробе матери. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорил Зигмунд Фрейд. "В этом смысле Фрейд был почти пророком, - говорит Герхард Рот. - Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально".

Многочисленные исследования в области нейрофизиологии позволяют сегодня говорить об анатомическом субстрате «подсознательного» - древних слоях, - стволе головного мозга, который заведует рефлексами и гормонами, а также о лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями – где и господствует бессознательное. Возникшая позже в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, помимо прочего, сознательным мышлением. Можно сказать, что здесь базируется наше сознание.

А ведь отпечатки ранних бессознательных впечатлений - ключ к нашей психике, именно они в первую очередь формируют специфические черты личности, делают нас такими, какие мы есть. "Переживания младенчества влияют на развитие мозга так же сильно, как нейрохирургическая операция", - комментирует результаты новейших исследований немецкий ученый Вольф Зингер. До двадцатилетнего возраста наш мозг остается пластичным и податливым. Только после окончательного достижения человеком половой зрелости (Фрейд называл это "завершением пубертатного периода") формирование нашего мозга можно считать законченным.

Бессознательные механизмы, которые ложатся в основу характера, Герхард Рот называет "эмоциональным обусловливанием". Всю жизнь человек обращается к хранилищу личных переживаний и сверяется с его содержимым. В этом смысле мозг "помнит" нашу раннюю бессознательную историю, а младенческий и даже предродовой опыт влияют на наше поведение.

Страницы: 1 2 3 4


Характеристика выборки, методов и методик исследования. Описание выборки исследования
Было проведено исследование на выявление синдрома эмоционального выгорания у студентов 3 - 4 курсов специальности психология гуманитарного факультета НФИ КемГУ и психологов-профессионалов одного центров г. Новокузнецка. Было обследовано 24 студента в возрасте от 19 до 21 года, среди них 3 юношей и 32 девушки: 3 курс - 14 человек в воз ...

Особенности общения с представителями Японии
При общении с японскими коллегами отмечаются такие особенности их национального характера, как трудолюбие, эстетичность, приверженность традициям, дисциплинированность, преданность авторитету, аккуратность, самообладание, чувство долга, вежливость, бережливость, любознательность, стремление к согласованным действиям. При переговорах с я ...

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости
Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не и ...

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru