Обсуждение
Страница 2

. Идя на поводу у подсознания, поддаваясь, по выражению Джона Барга, "невыносимому автоматизму бытия", человек превращается в "социального робота".

Звучит пугающе, но не будем забывать о том хорошем, что делает для нас бессознательное: как умный и расторопный слуга, оно работает на своего хозяина - быстро и без усилий "распознает" людей, объекты и события, основываясь на прошлом опыте, упорядочивает впечатления и согласует с ними наши дальнейшие поступки. www.morebanks.ru

И все же - неужели мы всего лишь рабы своего бессознательного? А как же наша воля, цели, которые мы перед собой вполне осознанно ставим?

Оказывается, и здесь все не так просто. "Раньше считалось, что люди всегда сознательно преследуют те или иные цели. Теперь приходится пересматривать эту точку зрения", - говорит социопсихолог Петер Гольвицер. Вместе с Джоном Баргом он занимается исследованием мотивации человеческой деятельности. Вывод Гольвицера: эту сторону нашей жизни нельзя сводить к работе отвлеченного, холодного рассудка. Цели, которые мы ставим перед собой, тоже имеют отношение к сфере бессознательного.

Опираясь на результаты исследований, Гольвицер и Барг создали "теорию автоматизации", которую поддерживают сегодня многие психологи. Суть ее сводится к следующему: однажды сознательно выбрав себе цель, в дальнейшем мы стремимся к ней уже бессознательно. По сути, с целями в этом случае происходит то же, что и с навыками, которые по мере тренировки и совершенствования становятся автоматизмами - будь то вождение автомобиля, игра в теннис или владение иностранным языком.

Такая автоматизация весьма удобна: движение к цели обходится без участия нашего "Я", а значит, почти не требует физических и эмоциональных затрат. Как говорится, солдат спит - служба идет.

Но это не означает, что наше поведение определяется, как у собаки Павлова, рефлекторными реакциями на внешние стимулы. Если речь идет об актуальных в данный момент для нас интересах, сознание выходит на первый план. Затем оно снова отступает, продолжая функционировать в "фоновом режиме". "Наши эксперименты показали, - говорит Гольвицер, - бессознательное - это не злобное и глупое чудовище, а наш умный помощник".

Еще в 1911 году английский математик и философ Альфред Норт Уайтхед писал: "Цивилизация идет вперед по пути увеличения числа операций, которые мы можем выполнять, не думая". Сегодня никто уже не спорит, что способы обработки информации, накопленный жизненный опыт, цели и мотивы поведения - все это почти целиком находится на территории бессознательного.

Согласно современным представлениям, бессознательное - это сложный комплекс генетических предрасположенностей, врожденных и приобретенных автоматизмов, а также собственно фрейдовского бессознательного "Оно" - результата действия механизмов вытеснения. Эта глубинная сфера психики определяет очень многое в нашей жизни, включая предрасположенность к болезням (или к здоровью), к переживанию состояний счастья или страдания.

Чрезвычайно важное значение для формирования сферы бессознательного имеет раннее детство и даже то, что происходило с человеком в утробе матери. О роли, которую младенческий опыт играет в становлении личности, одним из первых заговорил Зигмунд Фрейд. "В этом смысле Фрейд был почти пророком, - говорит Герхард Рот. - Сегодня эти его идеи подтверждены экспериментально".

Многочисленные исследования в области нейрофизиологии позволяют сегодня говорить об анатомическом субстрате «подсознательного» - древних слоях, - стволе головного мозга, который заведует рефлексами и гормонами, а также о лимбической системе, управляющей аффектами и эмоциями – где и господствует бессознательное. Возникшая позже в ходе эволюции кора головного мозга, управляет, помимо прочего, сознательным мышлением. Можно сказать, что здесь базируется наше сознание.

А ведь отпечатки ранних бессознательных впечатлений - ключ к нашей психике, именно они в первую очередь формируют специфические черты личности, делают нас такими, какие мы есть. "Переживания младенчества влияют на развитие мозга так же сильно, как нейрохирургическая операция", - комментирует результаты новейших исследований немецкий ученый Вольф Зингер. До двадцатилетнего возраста наш мозг остается пластичным и податливым. Только после окончательного достижения человеком половой зрелости (Фрейд называл это "завершением пубертатного периода") формирование нашего мозга можно считать законченным.

Бессознательные механизмы, которые ложатся в основу характера, Герхард Рот называет "эмоциональным обусловливанием". Всю жизнь человек обращается к хранилищу личных переживаний и сверяется с его содержимым. В этом смысле мозг "помнит" нашу раннюю бессознательную историю, а младенческий и даже предродовой опыт влияют на наше поведение.

Страницы: 1 2 3 4


Виды восприятия
Опираясь на современную психологическую литературу можно выделить несколько подходов к классификации восприятия: по основной модальности и по форме существования материи. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, о ...

Демократизация школьного образования
К демократизации общеобразовательной школы, как считает А. Н. Джуринский есть два подхода: • Эгалитаристский подход — основан на идее уравнивания или единообразия. Согласно этому подходу все детиравны от рождения, и в практике образования это при­водит к сдерживанию преуспевающих, слабому поощре­нию одних учеников по сравнению с другим ...

Профессия и "выгорание"
Среди работодателей существует тенденция - возлагать ответственность за "выгорание" на своих сотрудников, не заботится о профилактике профессиональных стрессов и не тратить время и деньги на реабилитационные или оздоровительные программы для работников, подвергшихся "выгоранию". Отчасти это связано с психологической ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru