Обсуждение
Страница 3

Как происходит процесс обработки новой информации, какова его схема? Информация обо всем, что мы делаем - берем чашку с горячим кофе, обнимаем ребенка или чистим зубы, - по "эмоциональной петле" (главному проводящему пути лим-бической системы) отправляется в бессознательное. И там на основе памяти о прошлом опыте принимается решение: хорошо для нас текущее событие или плохо, доставит оно нам удовольствие или страдание, каковы будут последствия, должны мы отреагировать на него действием или этого делать не стоит.

Бессознательная память о нашем прошлом опыте, как выражается американский исследователь Джозеф ле Ду

, "берет в заложники рациональную часть мозга". Любая мысль, прежде чем облечься в слова, прежде чем оформиться в сознании, проходит обработку в лимбической системе. Там она эмоционально окрашивается и только затем согласуется с разумом. Бессознательное - это не дремлющий цензор, который может дать добро или наложить запрет на наши действия.

Но и эта хорошо налаженная система не гарантирована от сбоев. Каждый из нас сталкивался с необъяснимыми ошибками собственного "внутреннего голоса". Интуиция порой подсказывает неверное решение, потому что человека неудержимо тянет к эмоционально знакомым образцам поведения. Бессознательное, как и реклама, делает ставку на повторение.

Одну из главных причин таких ошибок выяснил в свое время Зигмунд Фрейд, описывая механизм вытеснения. Пытаясь защититься от наиболее негативных, пугающих, неприятных переживаний, психика прячет этот опыт в самых глубоких пластах бессознательного. Извлечь его оттуда сознанию уже не под силу: опыт оказывается как бы несуществующим, поэтому он и не отзывается на запрос интуиции. (Точнее, отзывается, но таким образом, который сознание не может корректно обработать.) Воскресить - и обратить на пользу нашего "Я" - вытесненные воспоминания можно только путем специального психотерапевтического воздействия.

Современным нейробиологам тоже есть что сказать по этому поводу. В начале 2004 года американец Майкл Андерсонопубликовал сенсационные результаты исследования, в ходе которого он с помощью томографов зарегистрировал работу мозга, связанную с вытеснением. При этом был обнаружен специфический феномен: активность мозговых клеток в областях коры больших полушарий, связанной с сознанием, повышалась, а в гиппокампе - организаторе памяти - снижалась. Теперь исследователи считают, что две эти области мозга связаны нейронной сетью, которая и позволяет вытеснять воспоминания.

В данном случае экспериментаторы работали с сознательным, волевым вытеснением воспоминаний. Фрейд иногда называл это подавлением, в отличие от собственно вытеснения - бессознательной обороны от нежелательных мыслей. "Эксперименты Майкла Андерсона - это прорыв в исследовании защитных механизмов психики", - считает немецкий нейропсихолог Ганс Маркович.

Исследования работы мозга, которые начались в XX веке, помогли нам многое познать в сфере психики. Но каждый шаг на этом пути грозит перевернуть традиционные представления человека о себе самом. Современные исследователи нередко склоняются к мнению, что сознание является не чем иным, как спектаклем, а руководит им невидимый режиссер - наше бессознательное

Можем ли мы воздействовать на бессознательное? Да. В посттравматический период активность мозга меняется. Она ослабевает в зоне эмоций, там, где "засела паника", и усиливается во фронтальной коре левого полушария - области, которая больше связана с мыслями и речью. По ходу терапии в состоянии мозга происходят новые изменения. Решающим фактором эффективности лечения является контакт психотерапевта и пациента, основанный на взаимном уважении и доверии, способности терапевта к сопереживанию - эмпатии. "Задача состоит в том, чтобы совместными усилиями сделать бессознательные силы сознательными", - говорит Марианна Лейцингер-Боле

бер, директор франкфуртского Института Зигмунда Фрейда. Только в этом случае может быть приобретен новый опыт, а в мозгу проложены новые связи в обход прежних, "больных". Пациенты учатся оставлять в покое старое и начинать новое, преодолевать свои детские травмы.

Такие идеи наверняка пришлись бы по душе доктору Фрейду. Еще в 1895 году, сочиняя "Набросок научной психологии", он мечтал о создании учения о психике, в основе которого лежал бы прочный неврологический фундамент. То, что Фрейд называл бессознательным, его наследники сегодня часто именуют "самоорганизующейся биологической системой".

Принято считать, что Коперник и Дарвин лишили человека статуса центра мироздания и веры в свое божественное происхождение. Фрейд нанес новый удар по человеческой гордыне - он показал, что наше "Я" отнюдь не является безусловным хозяином в собственном доме .

Страницы: 1 2 3 4


Особенности взаимоотношения личности и общества
Под обществом в социологии понимается объединение людей, характеризующееся: а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества; б) целостностью и устойчивостью; в)самовосп ...

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов" а также родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа может состоять из 12 - 16 занятий. Проводить их нужно до тех пор, пока не будет достигнут результат. При соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю, цикл расс ...

Экспериментальное исследование влияния отцовства на развитие личности
Исследование влияния отцовства на развитие личности проходило в два этапа: первым этапом было исследование различия характеристик личностного развития мужчин-отцов, в отличие от мужчин, не имеющих детей, которое проходило в городе Кызыл, с декабря 2002 г. по сентябрь 2003 г. В исследовании приняли участие 99 мужчин, поделенных на две гр ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru