ВведениеСтраница 2
Игра при правильном её формировании решает задачи умственного, нравственного, физического и эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов её развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.
В целом, правильно сформированная игра подготавливает благоприятную базу для дальнейшего развития детей с нарушением интеллекта, дает возможность для их ранней социализации и в перспективе успешной интеграции в обществе.
Все вышеизложенное позволяет нам считать тему нашего исследования актуальной
в первую очередь потому, что именно в сюжетно – ролевой игре дети приобретают навыки социальной активности. Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью – игра становится незаменимым орудием интеграции в социум.
Все вышеизложенное позволило нам сформулировать проблему
нашего исследования: каковы условия обучения игровым действиям младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, в сюжетно - ролевой игре.
Актуальность и проблема исследования определили целью нашего исследования
: разработка системы занятий обучения сюжетно - ролевой игре дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе их коррекционного воспитания в специальных дошкольных учреждениях.
Объектомисследования является игровая деятельность старших дошкольников с нарушениями интеллекта.
Предметисследования - процесс обучения сюжетно-ролевой игре дошкольников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования
: обучение сюжетно – ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью будет проходить более эффективно, если:
• психолого-педагогическая работа, направленная на обучение сюжетно – ролевой игры лиц с нарушениями интеллекта, будет носить комплексный характер, базирующийся на социальной направленности обучения;
• процесс обучения сюжетно – ролевой игре будет протекать в специально созданной игровой обстановке (игровой зоне), с использованием разнообразного игрового материала, который будет стимулировать оречевление игровых действий ребёнком.
Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили постановку и решение следующих задач
исследования:
1) проанализировать психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить особенности формирования игровой деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии;
3) провести опытно-экспериментальную работу, направленную на формирование сюжетно - ролевой игры у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
4) на основе полученных данных разработать систему занятий по обучению дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии, сюжетно – ролевой игре
Методологическую основу исследования составили современные теоретические достижения психологии об объективных законах развития психики, об общих и специфических закономерностях психического развития нормально развивающегося и умственно отсталого ребенка (Л.С. Выготский[17], А.Н. Леонтьев [42]). Весьма значимой для нашего исследования является положения отечественной дошкольной психологии и педагогики о том, что дошкольный возраст—это сензитивный период для формирования игровых навыков, которые складываются в процессе взаимодействия с окружающим миром (Л.С. Выготский[17;18;19], Д.Б. Эльконин[82;83], А.В. Запорожец[31] и др.).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов
, дополняющих друг друга: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, беседа, интервью.
Опытно-экспериментальнаяработа проводилась на базе
муниципального образовательного учреждения №86 детский сад комбинированного вида города Курска.
Практическая значимость
заключается в содержащихся в работе теоретических положениях и выводах, научно-методическом обосновании необходимости обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Полученные данные могут быть использованы в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных дошкольных учреждениях; в преподавании курса по педагогике, специальной психологии, коррекционной педагогике в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования по педагогическим специальностям; па курсах переподготовки и повышения квалификации учителей - дефектологов, учителей - логопедов, специальных психологов, педагогов, воспитателей ДОУи др.
Что такое отношения?
Влияние родителей на развитие ребёнка очень велико. Детско-родительские отношения – это совокупность не только определённых взаимоотношений между родителями их детьми, но и их предпосылок, то есть определённого образа жизни семьи и взаимодействие их членов. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания имеют меньше проблем, связанных со ...
Изучение социальных представлений в психологии
В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке американских образцов социально-психологического знания сциентистского толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ж. Кодола, В. Дуаза, К. Херзлиш, Д. Жодале, М. Плона и ...
Методический и методологический анализ проблемы. Формирование
зрительной образной памяти у детей дошкольного возраста
Анализ психологической литературы позволяет нам условно выделить основные линии развитии памяти в дошкольном детстве: становлении различных видов памяти, совершенствование непроизвольной памяти, появление и развитие произвольной памяти, овладение мнемическими приемами, увеличение объема, прочности и времени удержания запоминаемого матер ...