Социальная ориентация современных подростков и юношей
Страница 1

Мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи изучалось коллективом курских психологов под руководством А. С. Чернышева. Для изучения были выбраны разные образовательные учреждения: образовательные школы (городские и сельские), специализированные классы, школа лидеров и т.д.

В структуре мироощущения современных учащихся, как и для сверстников 1980-х годов, оказалось наиболее выражено «чувство-Я», однако расширилась масштабность своей сопричастности к наиболее крупным социальным объектам, а конкретная среда обитания (небольшие города, села, рабочие поселки и т.д.) – исключается, происходит как бы «перешагивание» через конкретную среду жизнеобитания. Такое «игнорирование» конкретной среды жизнеобитания психологами оценивается как один из мотивов будущей миграции молодежи из родных мест.

Исследователи также отмечают своеобразную фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: на первый план выходят бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), но реже – формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Современными подростками, по мнению А. С. Чернышева, игнорируются такие сферы деятельности, как учебная, общественно-политическая, на первый план выходит спортивная и художественная. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта – учебной, трудовой и общественно-политической, – отражает своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи [58, с. 28].

Тем не менее, у современной молодежи присутствует ощущение оптимизма, уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. Прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. В исследовании Т.А. Шульгиной, проводившегося в 2001-2006 гг., включавшего 374 испытуемых учащихся десятых-одиннадцатых классов городских и сельских школ Курской области, отмечается, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму. Отношение к своей школе у молодежи из села и города различно. Городских школьников радует общение с друзьями, дружный класс, учителя и т.д. У сельских школьников отношение менее позитивное. В их ответах отражены основные проблемы образования на селе – низкий уровень обучения, плохие учителя дефицит учебников и т.д. Тем не менее, среди положительных ответов 44,2% отдано друзьям, в то время как среди горожан это составляет всего 17,7%. Это говорит о более тесной связи между детьми в селе, так как они не могут заменить реальное общение виртуальным, для них живое общение – один из источников развлечения, в то время как горожане могут для этого использовать другие способы – компьютер, Интернет, театр, кино, дискотеки [63].

Свое поколение городские дети видят более позитивно, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность. Лишь малая доля городских подростков и юношей оценивают свое поколение негативно. Среди селян таких ответов более 50%. К негативным качествам поколения отнесены пагубные привычки, лень, отсутствие культуры. Школьники из села находят больше причин чувствовать себя несчастными в родном месте – это отсутствие возможностей, скука, невоспитанность людей и т.д. Среди горожан значительное количество опрошенных дали положительные ответы.

В структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении. Структура представлений об идеалах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов.

Страницы: 1 2


Результаты исследования
Статистический анализ результатов обследования испытуемых контрольной и экспериментальной групп до прохождения реабилитации. Для вычисления значимых различий использовался t-критерий Стъюдента[59] Критические значения показателя t = 2,05; для р <= 0,05 Показатель Среднее значение контрольной группы Среднее значение экспери ...

Понятие «темперамент». Психологические свойства темперамента
Темперамент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с анатомической точки зрения темперамент — тип деятельности нервной системы чело ...

Игры для развития внимания
"Последний из могикан" Эту игру хорошо проводить после рассказа об индейцах, а еще лучше после того, как ребенок посмотрел фильм или прочитал книгу об индейцах. Обсудите основные характеристики индейцев: близость к природе, умение слышать и видеть все, что происходит вокруг. Особенно внимательны должны быть индейцы, отправивш ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru