Социальная ориентация современных подростков и юношей
Страница 1

Мироощущение и социальное самоопределение современной учащейся молодежи изучалось коллективом курских психологов под руководством А. С. Чернышева. Для изучения были выбраны разные образовательные учреждения: образовательные школы (городские и сельские), специализированные классы, школа лидеров и т.д.

В структуре мироощущения современных учащихся, как и для сверстников 1980-х годов, оказалось наиболее выражено «чувство-Я», однако расширилась масштабность своей сопричастности к наиболее крупным социальным объектам, а конкретная среда обитания (небольшие города, села, рабочие поселки и т.д.) – исключается, происходит как бы «перешагивание» через конкретную среду жизнеобитания. Такое «игнорирование» конкретной среды жизнеобитания психологами оценивается как один из мотивов будущей миграции молодежи из родных мест.

Исследователи также отмечают своеобразную фрагментарность «поля» мироощущения в структуре наиболее значимых переживаний: на первый план выходят бытовые ситуации (праздники в кругу семьи, виды отдыха, поездки и т.д.), но реже – формы социально значимой активности, связанной с различными видами деятельности, особенно совместной. Современными подростками, по мнению А. С. Чернышева, игнорируются такие сферы деятельности, как учебная, общественно-политическая, на первый план выходит спортивная и художественная. Занижение значимости ведущих видов активности субъекта – учебной, трудовой и общественно-политической, – отражает своеобразный «вакуум» в организации жизни современной учащейся молодежи [58, с. 28].

Тем не менее, у современной молодежи присутствует ощущение оптимизма, уверенности в настоящем и будущем и даже надежды на успешное решение прагматических задач, связанных с «добыванием» денег. Прагматизм жизни связывается с деньгами и составляет одну из главных компонентов мироощущения. В исследовании Т.А. Шульгиной, проводившегося в 2001-2006 гг., включавшего 374 испытуемых учащихся десятых-одиннадцатых классов городских и сельских школ Курской области, отмечается, что на смену преобладания духовных ценностей, определявших активную жизненную позицию учащихся советского периода, приходит прагматичная ориентация – стремление к материально-обеспеченной жизни, иногда не считаясь с нравственными устоями. Коллективизм уступает место индивидуализму. Отношение к своей школе у молодежи из села и города различно. Городских школьников радует общение с друзьями, дружный класс, учителя и т.д. У сельских школьников отношение менее позитивное. В их ответах отражены основные проблемы образования на селе – низкий уровень обучения, плохие учителя дефицит учебников и т.д. Тем не менее, среди положительных ответов 44,2% отдано друзьям, в то время как среди горожан это составляет всего 17,7%. Это говорит о более тесной связи между детьми в селе, так как они не могут заменить реальное общение виртуальным, для них живое общение – один из источников развлечения, в то время как горожане могут для этого использовать другие способы – компьютер, Интернет, театр, кино, дискотеки [63].

Свое поколение городские дети видят более позитивно, отмечая в нем ум, современность, смелость, самостоятельность. Лишь малая доля городских подростков и юношей оценивают свое поколение негативно. Среди селян таких ответов более 50%. К негативным качествам поколения отнесены пагубные привычки, лень, отсутствие культуры. Школьники из села находят больше причин чувствовать себя несчастными в родном месте – это отсутствие возможностей, скука, невоспитанность людей и т.д. Среди горожан значительное количество опрошенных дали положительные ответы.

В структуре мироощущения современных подростков и юношей не просматривается осознанной связи между жизненной перспективой и собственными возможностями для ее реализации. Достаточно легко приписывается себе удел «успешной личности» в будущем не только индивидами с высоким психологическим статусом, но и школьниками с проблемами в учебе, общении, поведении. Структура представлений об идеалах во многом отражает направления современных СМИ, тем не менее, есть некоторое оздоровление духовно-нравственных оснований для определения идеалов.

Страницы: 1 2


Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости
Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не и ...

Либеральный стиль
Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель- ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий. Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с ...

«Я, каким кажусь себе»?
В психологии существует метод парного сравнения. Суть его в том, что сопоставляются результаты выполнения некоторого задания, теста попарно у людей, которые похожи между собой во всем, кроме того, что интересует исследователя. В каждой паре подростки отличаются друг от друга тем, что один растет в семье и учится в обычной школе, а друго ...

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru