Методы исследования

В проведенном исследовании использовались следующие

эмпирические методы:

1. Опрос (авторский опросник "Профессиональный образ молодого специалиста")

Цель: исследование проблем профессионального самоопределения выпускников вузов: КГПУ им. К.Э. Циолковского и КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Опросник состоит 23 вопросов-утверждений.

Структура опросника: в анкету включены открытые, закрытые вопросы, вопросы с множественным выбором ответов, а также вопросы-утверждения, которые необходимо респонденту проранжировать.

Опросник состоит из блоков, направленных на изучение личностного опыта профессионального становления молодого специалиста, на изучение их профессионального образа на настоящий момент, а также из блока, направленного на изучение представлений молодых специалистов об их образе профессионального будущего (см. Приложение №1, бланк №1)

2. Методика диагностики мотивации достижения А. Мехрабиан

Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует. Методика применяется для исследовательских целей при диагностике мотивации достижения у старших школьников и студентов. Тест представляет собой опросник, имеющий две формы - мужскую (форма А) и женскую (форма Б) (см. Приложение №1, бланк №2)

3. Экспериментальная проективная методика "Анализ притчи"

Притча "Сеятель" взята из Евангелия от Матфея (глава 13, стих1-23).

Цель: проективная методика направлена на выявление локуса-контроля.

За основу интерпретации взята шкала интернальности-экстернальности Д.Ж. Роттера.

Результаты обрабатывались методом контент-анализа. Критерии отнесения к экстернальному локусу контроля: предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи внешним обстоятельствам, условиям и силам.

Критерии отнесения к интернальному локусу контроля: предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи своей активности, самому себе, своим силам, своим недочетам (Приложение №1, бланк№3).

Ниже приводим текст притчи:

Вышел сеятель сеять; и, когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто.

Испытуемому необходимо прочитать данную притчу и ответить на следующие вопросы:

Как Вы считаете, в чем смысл притчи?

Чему лично Вас учит притча?

4. Авторская проективная методика "Подарок" (определение готовности принимать на себя ответственность)

Методика предназначена для изучения готовности принимать на себя ответственность.

Результаты обрабатывались методом контент-анализа. Критерий отнесения к категории готовых брать на себя ответственность и к категории не готовых брать на себя ответственность зависел от количества и детализации предполагаемых вопросов респондента по поводу ниже приведенной ситуации (Приложение №1, бланк№4).

Испытуемым необходимо мысленно смоделировать следующую ситуацию.

Представьте себе следующую ситуацию: Ваш однокурсник (однокурсница) женится (выходит замуж), группа собрала деньги на подарок и Вашему другу поручают приобрести этот подарок. Однако друг заболел и просит Вас выполнить это поручение. Учитывая то, что у Вас есть свободное время, и покупка подарка Вас не затруднит, Вы соглашаетесь. Какие вопросы по поводу подарка Вы хотели бы задать Вашему другу?


Развитие профессионально-технического и среднего специального образования
Профессионально-техническое образование имеет целью подготовку рабочих кадров, приобретение гражданами трудовых и профессиональных умений в сочетаний с об­щим образованием, духовным и физическим развитием. Профессионально-техническое образование осуществ­ляется на основе полного общего среднего образования, а также на основе базового ...

Диагностика родительских представлений о готовности их детей к школе
Ряд психологов признают, что в числе факторов способных затормозить или ускорить формирование психологической готовности ребенка к школе, затруднить или облегчить адаптацию к ней, существенное место занимают особенности семейной микросреды, позиция родителей ребенка. Некоторые исследователи считают главной причиной возникновения школьно ...

Восприятие, его виды и свойства
Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только чело ...

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.psyhologykey.ru