Школьный периодСтраница 2
Учение – ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Так, например ребенок 1 – 2 класса еще не осознает самого содержания учебы и ориентируется главным образом на отметку. В 3 – 7 классах учение становится прежде всего средством завоевать престиж у сверстников, заслужить репутацию хорошего ученика. Для старшеклассника на первое место выходит приобретение знаний как средства подготовки к будущей деятельности. Главное препятствие взаимопониманию учителей и учеников – абсолютизация ролевых отношений. Учитель, озабоченный прежде всего учебной успеваемостью не видит за отметками индивидуальности учащегося. Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления, учитель должен значь специфические опасности и вредности своей профессии. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого, прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном, черно–белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение. Положение учителя – это постоянный искус, испытание властью. В бюрократически организованной системе образования учитель является прежде всего государственным служащим, чиновником. Его главная задача – не допускать каких-либо происшествий и отклонений от официально принятых мнений. В интересах собственного самосохранения учитель вынужден подавлять самостоятельность учеников, требуя, чтобы они говорили не то, что думают, а то, что положено. К.Д. Ушинский писал, что «в огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить этого огня, ни бояться его, ни смотреть на него как не нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, и только заботится о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества». «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек», - писала Н.К. Крупская. Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Искусству душевного контакта нельзя научиться по учебнику или свести его к какой-то сумме правил. Его важнейшая предпосылка – чуткость и душевная открытость самого воспитателя, его готовность понять и принять нечто новое и непривычное, увидеть другого как себя и себя как другого. Отношения между учителем и учеником никогда не бывают и не могут быть абсолютно равными – сказываются и возрастные различия, и неодинаковость жизненного опыта, и асимметричность социальных ролей. Учитель, нарушающий эти незримые границы, не только ставит себя в ложное положение, но и обманывает ожидания ученика, жаждущего найти в нем не сверстника, а именно старшего друга и наставника. Но в одном отражении равенство между ними обязательно – в степени искренности, и эта искренность вознаграждается сторицей. Раскрываясь навстречу ученику и получая доступ в его внутренний мир, учитель тем самым раздвигает границы и обогащает содержание собственного «Я». В этом взаимодействии личностей индивидуальность учителя не менее существенна, чем индивидуальность ученика. Как писал в свое время К.Д. Ушинский, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности». Этот принцип остается незыблемой основой прогрессивной педагогики, будь то А.С. Макаренко, Я. Корчак, С.Т. Шацкий или В.А. Сухомлинский.
Классификация по Д. Холланду
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента, например классификация Дж.Холланда, разработанная в 1966 г., в которой выделены шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный ...
Феномен “выгорания” в деятельности консультантов “ТД”.
По мнению специалистов, деятельность консультантов “ТД” относится к категории стрессовых. Возможность высокого риска “выгорания” определяется:
– невозможностью подготовиться к звонку: позвонить могут в любую минуту с любой проблемой, консультант должен быть в состоянии готовности постоянно;
– ограниченное время работы с каждым абонент ...
Эмпирическое исследование мотивации самостоятельной работы
студентов-психологов. Описание и обоснование выбора
методов исследования
Целью нашего исследования является выявление мотивации самостоятельной работы студентов-психологов.
Данное исследование проводилось в два этапа. На первом этапе были выявлены студенты-психологи, для которых самостоятельная работа занимает одну из ведущих позиций в процессе обучения в вузе и профессиональной подготовки. На втором этапе ...